Мф 20 17 И,
восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал
им:
Мк. 10, 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим,
Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе.
Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Лк. 18, 31 Отозвав же двенадцать учеников Своих,
сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное
через пророков о Сыне Человеческом,
№122 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Кузнецова
отмечает, что в Мк. 10, 32 все подробнее (хотя обычно Мк короче): "Когда
были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их,
а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать,
Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним".
"Ужасались" - "тамбео" (греч.)
- сейчас ужасаются ученики, в Гефсиманском саду тот же глагол
выражает чувства Иисуса. Иисус впереди... Кузнецова с научной
строгостью отмечает, что "неизвестно, почему одни были в
тревоге, а другим было страшно" (с. 186). Возможно, под "другими"
Марк имел в виду людей, подобных себе - считают, что Марк описал
себя в образу юноши, случайно попавшегося стражникам во время
ареста Иисуса. К вопросу о том, основывал ли Иисус церковь. Конечно,
основывал, конечно, есть разница между теми, кто в Церкви или
кто "верует в глубине души". Кто в Церкви, тем должно
быть тревожно, кто "в глубинке" - тому страшно. Идти
тут надо - помня, что это психологическая реконструкция, от известного
к неизвестному - от простого факта: человек вовлеченный иначе
боится, чем зритель. "Другие" - те, кому ничего не угрожает.
Ученики маются животом - и, наверное, предательство Иуды было
вызвано еще и этим страхом. Животное в человеке хорошо чует опасность
ближнюю и дальнюю.
Бывают в жизни Церкви времена, когда быть в ней означает принадлежать
к людям "традиционной религии", "религии культурообразующей".
Тогда вроде бы нет причин тосковать. Ан нет: тут "тревожно"
именно окружающим, они чуют, что им сейчас будет секир-башка от
этих благочестивцев, но и благочестивцы - те, кто действительно
идет за Иисусом -- должны страшиться, ибо они - поскольку они
приближены к кесарю - идут за Иисусом не в качестве последователей,
а в качестве преследователей. Конечно, это не повод для того,
чтобы бросать Церковь, это повод для того, чтобы молиться о Церкви,
и чем церковная жизнь гаже, по мнению христианина, тем более этот
христианин молится о возвращении Церкви к норме.
|