Мф. 13, 58 И
не совершил там многих чудес по неверию их.
Мк. 6, 5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. 6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
№71 по согласованию. Стих предыдущий - следующий.
Иисус жесток, потому что доброта измеряется количественном не исцелённых, а
оставленных без исцеления. Очень хорошо передал это Ян Добрачински в романе, написанном
от имени евангельского Никодима (у Добрачинского умерла дочь, и он изобразил Никодима
отцом, чья дочь смертельно больна, и который так и не находит в себе сил попросить
Иисуса об исцелении). Потому что есть болезни, которые лечатся, а есть - неизлечимые.
Можно вылечить больной зуб, но если зуб выпал и на его место ставят протез - это
не излечение. Очки, костыли, искусственное дыхание, - все это не излечение болезни,
а избавление от симптомов болезни. Человеку просто помогают привыкнуть к неизлечимости
его дефекта. Взрослый привыкает к утрате детской свежести восприятия, слепой -
к овчарке. И не всякий согласится променять очки на верную смерть - а если исцеление
от Христа, как не пойти за Ним - на Голгофу? Может быть, поэтому среди учеников
Иисуса нет ни одного, кто был бы Им исцелён. Иисус не исцеляет тех, кого хочет
сделать Своими посланцами. Не обязательно быть здоровым, чтобы быть христианином.
Милосердный самарянин, вполне вероятно, был болен раком. Больные делятся не на
тех, кого можно исцелять или кого нельзя, а на тех, кто умеет болеть и кто не
умеет. Есть здоровые больные, есть нездоровые. Больной больной видит лишь свою
болезнь - здоровый больной сострадает и чужой болезни, и потому как раз сострадает,
что чувствует свою болезнь. Больной больной завидует чужому здоровья и, как "неразумные
девы", предпочтёт равенство в болезни, нежели неравенство в здоровье. Пусть
все лампы погаснут, зато в темноте будем сидеть вместе. Многие таковое сидение
считают здоровьем. А здоров не тот, кто хорошо себя чувствует, а тот, рядом с
кем чувствуют себя хорошо.
См. Здоровье.
к Мф. 13, 58. Вера не единственная причина чуда, главная причина - сила Божия,
но вера - обязательное условие чуда. Почему в нашей жизни мало чудес. Иисус сотворил
исцеления, но не сотворил чудес - чудо здесь означает "знамение". И
Он же критикует тех, кто жаждет знамений (и не дастся им, кроме знамения Ионы
пророка, т.е. знамения, после которого поздно уже что-то менять). Удивляться неверию
нужно бы, и слушая рассказы о чудесах, которые ничего не знаменуют, кроме потребности
человека во внешнем авторитете, кроме усталости человека верить в невидимое (мироточение,
самовозгарающиеся лампады, прозорливости). Таких чудес, заменяющих веру, Иисус
не дает - и это тоже часть Евангелия, и с этого оно начинается (искушения в пустыне).
Противоположны не чудо и его отсутствие, а вера в знамение - и знание знамения
как вытеснитель веры.
Когда Иисус не творит чудеса "по неверию" односельчан
(Мф. 13, 58), это пахнет рабством Бога у людей. Поверили - сотворил
чудо, не поверили - не может. Но это не рабство, это свобода от
людей. Только фокусник творит чудеса вне зависимости от настроения
своего и окружающих, творит чудеса даже вопреки неверию и именно
вопреки неверию - отчего неверие, кстати, ничуть не убывает. Здесь,
как и в словах Иисуса о невиновности погибших от обвала башни
Силоамской (Лк. 13,4), которые не были виноватее непогибших, Бог
освобождается от человеческой липкой склонности ставить себя в
центр мироздания. Все происходит ради меня, я - ключ к пониманию
мира. Даже открытие Бога используется для утверждения эгоизма
- Бог ради меня, все происходящее Бог подправляет и направляет
ради меня. Бог особенно и не возражает - до момента встречи с
человеком. А на встрече обнаруживается, что Бог свободен и человек
свободен по Его образу и подобию. Поэтому они могут любит друг
друга. Бог мог не творить человека, Он бы не стал от этого ущербнее
или хуже. Да, в чудесах проявляется слава Божия, но и без чудес
слава Божия не меньше. И проявляется слава Божия не только в чудесах,
не только для людей, только мы видим лишь то, что предназначено
нам. Или не видим, - наша проблема. Человек может не верить в
Бога, тоже не великая трагедия. И когда сегодня неверие оправдывают
тем, что после Христа прошло столько веков, убили несправедливо
столько людей, открыли столько звезд, - все это нелогично и нерационально.
Уже на следующий день после Воскресения люди были свободны факт
воскресения отрицать. При личной встрече с Иисусом люди были свободны
на Него плевать. Наша вера должна пройти испытание такой свободой.
Слишком часто вера поддерживается страстью - страстью самоутверждения,
завоевания, покорения других. Оседлаем Бога и мчим вперед с боевым
кличем, - а потом удивляемся, когда в один прекрасный (для других)
момент оказываемся среди чиста поля валяющимися в грязи и на грани
неверия. Бог ушел. Вернее, конечно, Он отошел и ждет, когда мы
обратим внимание на Него - свободного, подойдем к Нему - свободно,
просто для того, чтобы стоять перед Ним, а не для чудес, не для
активизма, не для счастья.
Мф. 13, 58: "И не совершил там многих чудес по неверию их".
Марк чуть подробнее, вопреки обыкновению, подчеркивает, что кого-то
Иисус все же исцелил. Но в целом описана ситуация, хорошо знакомая
по современному "секулярному" миру: за полторы тысячи
лет казенного христианства у всех впечатление, что Иисуса знают
давно, с колыбели, сын Марии, отец папы римского, брат патриарха
московского, у тети Мани в углу висит и т.п. и т.д. Никто Иисуса
об исцелениях и не просит - Он не совершает чудес прежде всего
по этой причине. Ну не просят же исцелений у соседа по лестничной
клетке, у которого просят табуретки для гостей! И ничего: без
исцелений не хило живем, хлеб жуем. Более того: современная цивилизация
здоровее, чем все предыдущие, физически здоровее и к тому же добрее
к нездоровым. Инвалидам в США комфортнее, чем здоровым в Римской
империи. Да что инвалиды! С умственно или физически неполценным
человеком ясно и уже потому покойно, а вот когда вроде бы полноценный
человек исповедует милитаризм, антиамериканизм или другую какую
ксенофобию... В современном Нью-Йорке, да и в Москве, могут благополучно
прожить всю жизнь психопаты, шизофреники, вздорные фанатики, богемствующие
эстеты, - в общем, всевозможные стрекозы и менее приятные порхающие
существа. Порвалась связь не времен, а связь между "потопаешь"
и "полопаешь", трудом и доходом и т.п. Чудес ищут только
те, кому чудеса совершенно не нужны, кому нужно лопату в руки
и копать. И что делает Иисус? Посылает учеников на проповедь,
"на съедение" (как овец среди волков). Это была бы просто
глупость и подлость, но это делает Распятый и Воскресший, Воскрешающий
и не распинающий.
|