Мф 13, 13
потому говорю им притчами,
что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
№63 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Суфий Бахауддин Накшбанди любил говорить притчами, но не любил
их объяснять - во всяком случае, он не объяснял их тем, кого любил. Совсем как
Иисус (Мф. 13, 13), из Которого ученикам пришлось вытрясать комментарии как пьянице
- капли водки из опустевшей бутылки. Когда ученики попытались вытрясти комментарии
из Накшбанди, он сказал: "Как бы вам понравилось, если бы человек, у которого
вы купили персик, съел бы его у вас на глазах, оставив вам только кожуру?"
(Идрис Шах. Мыслители
Востока. М.: УРСС, 2000. С. 127). Притча о сеятеле - образ, в котором возможно
сто различных толкований, и данное Иисусом - прекрасно, но не надо забывать и
о тех, которые Иисус оставил находить нам. Виноградная лоза (Ио. 15, 11) - прекрасный
образ единства многих, но ведь это и образ сладости, это и образ утоления жажды.
Единство не в том, чтобы все были одинаковыми, как виноградины, не в том, чтобы
все были прикреплены к церковной организации как виноград - к лозе, а в том, чтобы
любили друг друга и те, кто ценит Бога за сладость молитвы, кто ценит Бога как
прохладу среди жары, кто ценит Бога как Того, кто утоляет жажду жизни, - чтобы
они мирно жили друг с другом, друг друга не пытаясь сделать одинаковыми.
*
Царство Божие обрушивается на всех, но все готовы
по-разному. Головная боль богословов: ведь этот факт надо согласовать
с не менее несомненным фактом -- от готовности человека ничего
особенно не зависит, всё можно добрать благодаря благодати.
Бог приноравливается к человеку, который учится самопознанию
постепенно. Сперва человек осознает себя как нематериальный объект
-- отсюда сравнение с предметами, начиная с дубины стоеросовой
и кончая бриллиантом; потом человек осознает животное в себе --
отсюда искусство басни. Главное не перебрать и не начать познавать
себя как божество, что бывает на удивление часто, потому что увидеть
в себе собственно человека труднее, чем увидеть в себе образ Божий
-- ведь и свой запах человек воспринимат без труда, а вот уши
без зеркала не разглядит. |