Мф. 9, 14 Тогда приходят
к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои
ученики не постятся?
Мк 2 18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят:
почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
Лк. 5, 33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы
творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
№67 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Ученики Предтечи настолько близки с фарисеями, что евангелисты спокойно заменяют
одних на других и не считают нужным помнить: то ли это были фарисеи, то ли "иоанниты",
то ли и те, и другие. И это не говорит плохо об учениках Предтечи, это говорит
хорошо о фарисеях. Все они нарушали Закон, постясь не только один раз в году (в
день Искупления, Лев. 16, 29), но и дважды в неделю, по понедельникам и четвергам.
К числу достоинств фарисеев и "иоаннитов" можно отнести и то, что в
данном случае не они напали на Иисуса: какие-то не названные люди "пришли
и спросили", почему ученики Спасителя не постятся. Это означает, прежде всего,
что по другим признакам все три группы людей были схожи, и пост - второстепенная
деталь - приобретал тогда особое значение. Если в главном близки, почему в этом
далеки друг от друга? Второстепенность поста не случайно, в большинстве религий
его попросту нет. Вот плотное угощение - это обычный религиозный обряд. Потому
что человечество на протяжении большей части своей истории (а в наши дни - пространства)
жило голодно, постилось вынужденно, и необычным было изобилие. В переводе Евангелия
на язык навахо вообще было нельзя сказать "воздерживаться от еды", индейцы
поняли бы это так, что в доме не было еды или что люди были так тяжело больны,
что не могли есть. Пришлось написать: "Почтительно отставляли пищу в сторону",
"заставляли себя не есть". Именно в таких культурах пост - это способ
забастовки, политического протеста (как у Ганди): человек постится для того, чтобы
как можно скорее исчез повод для поста.
*
Златоуст называет жизнь веры "странничеством", но добавляет: "И гораздо хуже" (Беседа на пс. 119). "Странник" - не величественный романтический персонаж с мечом под плащом. Это бездомный, изгой, а зазря никого не изгоняют. Жизнь веры хуже странничества, потому что тебя выгнал Бог, и выгнал в путь "узкий" (Мф. 9, 14). "Кто здесь бездомный, там - гражданин". Просить "Да приидет Царствие Твое" не как просят: "Передайте соль, пожалуйста", а как просят о куске хлеба. Не Царство Небесное в дополнение к царству земному, а просто - дома! Так и делятся верующие на двудомных - которые хотят и земного, и небесного - и на однодомных. |