Мф 8 21 Другой
же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить
отца моего
Лк. 9, 59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
№64 по согласованию - Фразы предыдущая - следующая.
А вот стихотворение Карла Сандберга (1878-1967, США):
Закопайте своих мертвецов
И позвольте мне вырасти сверху.
Проезжая над полем сражений
Пассажиры кондуктора спросят:
"Отчего это поле пустынно?"
Закопайте своих мертвецов
И позвольте мне вырасти сверху.
Но это написано не от имени сына человека, погибшего в бою. Это
- от имени травы. Тот же Сандберг написал: "Когда-нибудь
объявят войну, а никто не придет". Следование за Христом
означает отказ от некрофилии, ведь это следование за Воскресшим
и за Невоевавшим, Неубивавшим. Война возвращает человека на дочеловеческую
ступень развития, ставит его в один ряд с навозом, мясом, травой.
Это неплохой ряд - для навоза, мяса, травы, но не для человека.
В России пост-революционной, милитаризованной чрезвычайно, причем
очень уродливым образом (нет милитаристской чести, есть лишь милитаристская
гордыня вкупе с милитаризированным цинизмом) ярко проявляется
взаимосвязь милитаризма с некрофилией:о мертвых заботятся больше,
чем о живых, мемориалы им плодятся, причем мемориалы чужим солдатам
воспринимаются как кощунство (не для того воевали, чтобы немцы
свои надгробья тут возводили!) - значит, и свои кладбища воспринимаются
не как место упокоения, а как продолжение войны средствами погребального
ритуала. Не пушка, а могила неизвестного солдата - последний довод
генералов. И в постоянной агрессивности, с которой Иисус упоминает
погребальные обряды ("гробы повапленные") сквозит ужас
перед готовностью человека попрать смерть надгробием (к счастью,
где Евангелие принимают, там все меньше пирамид, венков и пр.).
Пусть саваном мертвым будет трава, а живые пусть будут травой,
на которой отдыхает Создатель.
21.5.2001
Далее |