Мф. 7, 19.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. №50 по согласованию (Нагорная проповедь).
Фразы предыдущая - следующая.
Это не христианская мудрость, это крестьянская мудрость. За пределами садоводства и лесоводства это не мудрость, а вздор. Во-первых, далеко не все бесплодные деревья уничтожают, а лишь те, которые растут в садах. "Добрый", "злой" - это всё прагматика, а есть ещё этика и эстетика. Есть множество людей, которые не приносят никаких плодов, просто живут. Если леса убрать, сады тоже скоро погибнут, как и садовники - лёгкими планеты называют именно леса, а не сады. Во-вторых, срубают не только те деревья, которые не приносят доброго плода. Иоанн Предтеча - точнее, стражник, отрубивший ему голову - мог бы об этом много рассказать. Трагизм в том, что сам Иоанн (а Иисус, обличая лжепророков, здесь именно Иоанна защищает) как раз и сказал первым про дерево, которое срубают и сжигают (Мф. 3, 10). Мудрость, вопреки тому, как это виделось некоторым теоретикам, не разлита в мире. Мудрость там, где человек. Она - сад, а не космос, она соработничество Бога и человека. Мудрость не естественна, она производит отбор, и этот отбор можно легко счесть насилием и жестокостью, если считать лес всего лишь большим садом. Обличая лжепророков, Иисус защищает Свой сад, защищает человеческое в человечестве. Плохой садовник опаснее любого урагана: ураган можно уничтожить сад, но садовник восстановит всё, а вот если садом займётся лже-садовник, плохо дело.
|