Мф. 6,18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
№50 по согласованию (Нагорная проповедь). Фразы предыдущая - следующая.
Ср. пост.
Нормальное дзен-христианство. Нормальное в смысле "нормативное", а в реальности нормой остаётся внешнее: чёрные облачения, постные мины и блюда. Проблема в том, что "перед людьми" включает себя как частный случай "перед самим собой". Человек быстро привыкает к том, что на него смотрят другие. Кто не привыкает, это уже болезнь, которая коренится не в религиозной сфере, а в какой-то иной. А вот привыкнуть к собственной раздвоенности, к тому, что ты сам за собой наблюдаешь, очень трудно. Сомнения в вере и этим питаются, хотя логично предположить, что способность человека смотреть на себя со стороны - чудо. Это подобие Богу, Который смотрит на человека со стороны, будучи в сердцевине человеческого "я". Так что совет поститься тайно есть совет защититься от самой глубокой гордыни - не перед другими, а перед самим собой. Именно при таком, тайном пощении начинаются самые серьёзные проблемы. То, что называется современным атеизмом - результат того, что человек не справляется с верой втайне, ему всё время нужны социальные подпорки. Если нет внешнего проявления веры, человек предполагает, что и внутри ничего нет - даже если "внутри" самого себя. Конечно, это означает, что нужно внешне проявлять веру. Но ещё более нужно периодически обновлять реальность в себе самом, благоговейно смотреть на себя, удивляясь тому, что это - есть, и это - интересно Богу. И тогда "воздастся явно" - не наличными, конечно (хотя против наличных никто не возражает), а личностью, которая окрепнет и повзрослеет рядом с Отцом.
|