Яков Кротов
Мф. 2, 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
№15 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
В романе Стивенсона пираты прислали своему вожаку
"черную метку": кусок страницы, с одной стороны зачерненый
углем, с надписью "Низложен". Рождество -- это бунт Бога
против людей. Пупсик в вифлеемских яслях -- черная метка человечеству.
Кроме Ирода, этого никто, видимо, и не понял -- точнее, мало кто
про себя понимает, что он ирод.
А бумагу, на которой написали "Низложен",
пираты вырвали, кстати, из Библии.
*
Наверное, с тех пор, как появились настоящие цари, появились и рассказы о ненастоящих царях. Персидский царь Дарий, свергнувший своего предшественника, увековечил в надписи на скале повесть о том, что предшественник-то был ненастоящий, что некий маг (волхв) Гаумата убил настоящего царя Бардию и притворился им. В индийской «Панчатантре» (IV в.) есть схожий сюжет. Переодетый Гарун аль-Рашид, царь Викрам и многие, многие другие, вплоть до русского фильма «Король-олень», где слиты два сказочных мотива: говорящий олень и подмена короля. В этом смысле рассказ Евангелия о волхвах с Востока, поклоняющихся Иисусу, есть рассказ о тех, кто мог бы пытаться обмануть людей и выдать себя коварством за истинного царя, но кто предпочитает поклониться настоящему. Самозванцу лучше знать, кто настоящий царь. Ирод при этом оказывается вообще не царём — с точки зрения многих евреев, он законным царём и не был.
Оборотная сторона царского достоинства Христа: Он ниже самых низших. Сам Иисус говорит, что Его кормит тот, кто кормит голодных – из этого выросло христианское отождествление нищих с Христом, сказания о Иисусе, который под видом бродяги испытывает людей, славянская сказка о нищем Христе и богаче Марке. В прологе под 18 октября помещалась притча о том, как Христос в виде нищего приходит в монастырь, а игумен его игнорирует, поскольку занят беседами с богачами.
*
Христианин замечает те противоречия в Евангелии, которые незаметны
атеисту. Поведение Ирода у нормального человека не вызывает вопросов,
а вот Златоуст заметил, что идея убить какого-то младенца доказывает
"не только его ярость, но и крайнее безумие. ... Если Ирод
верил пророчеству и почитал его непреложным, то, очевидно, он замышляет
невозможные дела. А если он не верил и не думал, чтобы сбылось предречение,
то не нужно было ему бояться и страшиться, а потому и строить козни.
Итак, в обоих случаях хитрость была излишняя".
Это парадокс всякого кощунства: если ты веришь в эту святыню, то
как можно ее оскорблять, а если не веришь, то нужно ли тратить время
на оскорбления? Применительно к людям: если тебе человек не нравится,
не имей с ним дела, в крайнем случае, убей его, если нравится -
дружи с ним, но в любом случае ругаться с ним - зачем? Тем не менее,
когда человек действительно просто убивает другого как таракана,
это кажется совершенно нечеловеческим. Даже милитаризм в этом смысле
сохраняет человечность, ибо он ведет пропаганду, он бранит врага
- а какой-нибудь идеальный, бесстрастный суперагент просто без всяких
слов аннулирует, словно открытку порвет. "Ничего личного"
- при этом убитый-то сохраняет все личное, вот убийца действительно
становится каким-т безличным механизмом. Потому что личность может
быть в ярости. Это проявление тайны человечества, которое едино,
и всякая межчеловеческая агрессивность должна преодолевать это единство.
Как есть убийцы абсолютно хладнокровные, убивающие одной рукой,
а другой рукой помешивающие коктейль, так возможен и атеизм абсолютно
хладнокровный, вежливо показывающий дорогу волхвам, вежливо здоровающийся
с Иисусом и предоставляющий Ему гранты, кафедру, участок земли для
строительства храма. Сын Божий при этом все равно был бы на Голгофе,
потому что Он умирает всюду, где умирает стремление к истине, надежда
на веру, готовность любить до смерти.
3.9.2001
|