Лк. 18, 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
№115 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации к притче. Ср. Ио. 17,1 (Иисус подымает глаза).
Классическая дилемма мытаря и фарисея из притчи. У мытаря - деньги, у фарисея - слова, да не те, что он говорит, глядя на мытаря, а прекрасные, как у того же Гиллеля, проповеди. Вспоминается венгерский фильм про могучего сыщика Капельку, которого останавливают за превышение скорости (а он мчится за преступником), он протягивает постовому деньги, чтобы тот скорее отвязался, а милиционер начинает ему читать проповедь о дисциплине. Капелька выхвает деньги, кричит: "Либо деньги, либо нотация!" и стремглав уезжает. Уезжает, как уходят из Церкви, где и деньги берут, и нотации читают. А ведь притча о мытаре и фарисее есть притча о том, что в Церкви не должно быть ни нотаций, на которые богат фарисей, ни денег, которые у мытаря в поясе под хитоном. В Церкви только человек имеет возможность, но вот человека должно быть много, "с горкой", и с солью, cum grano salis, как говаривали римляне о том, что приправлено улыбкой. |