Лк. 17, 11. Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
№112 по согласованию. Только у Лк. Фразы предыдущая - следующая.
Неверие - приписка
В
воскресенье 17 декабря Православная Церковь за литургией читает по храмам рассказ
Евангелия об исцелении десяти прокажённых. Иисус исцелил их заочно: послал к священникам,
а по дороге прокажённые выздоровели. Иисус им даже не сказал, что Он их исцелит,
поэтому они с чистой совестью могли приписать свое исцеление просто стечению природных
обстоятельств. Девятеро так и сделали; во всяком случае, только один вернулся
к Христу поблагодарить. "Вера твоя спасла тебя", - сказал ему Иисус
[Лк 17, 19]. Разумеется, вера спасла человека не от проказы; от проказы спаслись
все десятеро не верой, а силой Божией. Вера спасла пришедшего к Спасителю от вечных
и адских угрызений совести, которые пробудятся при встрече с Богом у тех, кто
свою жизнь и здоровье приписывал только природе, врачам или физзарядке.
Оп.: Куранты, 1996
ВОЗВРАЩЕНИЕ:
Десять прокаженных встречают Иисуса у селения "между Самарией
и Галилеей". Они останавливаются вдалеке - ведь они прокаженные.
Может быть, у этих десяти было десять различных болезней, и очень
вероятно, что ни один из них не был болен настоящей проказой -
лепрой. Закон Моисеев говорит о проказе домов, о проказе домашней
утвари, говорит о проказе людской, быстротечной как насморк -
явно, что речь идет о самых разных явлениях, от лишайника до псориаза.
Так что общего у этих прокаженных не бактериальная среда, не диагноз
- а отверженность. Извергнутые "чистыми", они сплачиваются вместе
в сообщество изгоев. Вот почему среди девяти иудеев оказывается
самарянин. Будь здоровы иудеи - они бы не подпустили к себе еретика,
да и самарянин в нормальном состоянии не стал бы якшаться с заносчивыми
выскочками. Мир здоровых и чистых людей выдавил их - и они сдавились
в свой особый мирок - в мир нечистых. И кто скажет, какой из двух
миров противнее? Мир нечистых в мире чистых или мирок чистых в
нечистом мире?
Мир прокаженных, по крайней мере, сознает свою ущербность. Они
не смеют подойти к Иисусу и зовут издалека: "Наставник! помилуй
нас!" Спаситель же не молится, не говорит ничего, а просто посылает
в тот мир, которого прокаженные лишены и по которому томятся:
"Пойдите, покажитесь священникам". "И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом
прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был
Самарянин".
Перед рассказом о прокаженных - притчи о вере с горчичное зерно
и о верных рабах; после него - ответ фарисеям о Царстве Божием,
которое "внутри вас". Спаситель говорит о вере и о Царстве Своем,
говорит о самом важном в Евангелии. А посередине - рассказ, который
обычно понимают плоско, словно это нравоучение для младших школьников,
как простое нравоучение о благодарности. Не забывать благодарить
Бога - такой обычно делают вывод из этого чуда, словно оно заканчивается
словами: "Благодарность твоя спасла тебя".
Вера была не только у благодарного прокаженного. Вера в Иисуса
заставила остановиться всех десятерых и вопить. Всех десятерых
вера исцелила. Но спасла - лишь одного. В чем же тогда спасение
и в чем смысл этого чуда Христова?
Девятеро возвращаются в мир, который когда-то их изверг. Десятый
- приходит к Богу. Что будет потом? Девятеро пойдут к священникам,
будут благодарить Творца, приносить жертву очищения. Кто-то из
них поскорее забудет о происшедшем, отправив приятные воспоминания
об исцелении в черную дыру беспамятства вместе с неприятными (и
более массивными) воспоминаниями о проказе. Кто-то до гроба будет
помнить о происшедшем, молиться Богу, вновь и вновь прибегать
к молитве для решения жизненных трудностей. Эти люди - не спасены.
Спасен - десятый. Он просил об исцелении для того, чтобы вернуться
в мир, а когда получил просимое, уходит от мира - к Христу. Спасение
- не в чистоте, не в мире, а в том, чтобы быть с Христом! Так
разделяется мир на христиан и не христиан (а вовсе не на благодарных
и неблагодарных). Христос - не источник исцелений, не средство
найти здоровье, чистоту и успех в мире сем. Хотя часто Господь
дает и чистоту, и покой, и утешение, и даже удачу - но не это
спасение. Благодарить за это можно и нужно, но спасения такое
благодарение не принесет. Благодарность не есть предоставление
Богу наших слов и жертвы - но предоставление Ему самих себя. Спасение
- в том, что сперва показалось нам лишь средством спасения: в
общении с Христом. Его мир, Его Царство - вот спасение. Вот почему
в храмах этот отрывок читается всегда с тем местом из послания
к Ефесянам, где говорится о вере как об оружии, защищающем христианина
в столкновении двух миров - мира злобы поднебесной и мира Христова.
(6.10-17)
Понимая это, мы понимаем, почему христиане почитаются этим миром
за прокаженных, почему мир постоянно выдавливает нас - и человеческое
презрением, и болезнями, и несчастьями. Понимая исцелевшего прокаженного,
мы понимаем, почему все, что получено от Бога, теряет без Бога
всякий смысл. Понимая исцелевшего прокаженного, мы понимаем, что
вера - не просто уверенность в существовании Бога или доверие
Ему (такая вера - просто здравомыслие, ею обладали и остальные
девять). Вера спасающая, христианская есть исповедание Иисуса
как Бога и желание быть рядом с Ним. Иисус дает нам премудрость,
здоровье и чистоту, дает все, что необходимо для жизни в мире
сем? Сознаем и это и уйдет от мира - к Иисусу, в мир Его Царства,
потому что лучше быть прокаженным с Иисусом, чем здоровым - без
Него. Нас спасает не просто вера и благодарность, а вера и благодарность
Сыну Божьему, стоящему и ожидающему нашего возвращения. Приход
к Нему и есть спасение, и другого спасения не может быть и не
должно быть.
Начало 1990-х, видимо, проповедь.
|