Лк. 16, 14 Слышали
все это и фарисеи, которые
были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
№110 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Евангелист уточняет насчёт сребролюбия, потому что фарисеи в
большинстве страдали прямо противоположным недугом: бессеребренничеством. Конечно,
"страдали" - слово, требующее уточнений. Пьяница не страдает от вина,
а наслаждается им. Мерзнуть и голодать или, по крайней мере, не иметь свободы
есть и пить, что хочешь, ездить, куда хочешь, - страдание физическое и психическое.
Более того, от бескорыстия одного страдают окружающие. Им кормить бедолагу, хотят
они того или не хотят. Дашь помереть с голоду - сам будешь страдать от угрызений
совести.
Поэтому образ нищего мудреца у современного человека вызывает, скорее, раздражение
и непонимание. Талмуд (Йома 35) рассказывает о раввинах Шемае и Авталионе, которые
однажды в канун субботы предавались учёным размышлениям в своей школе, целую ночь
проговорили и вдруг под утро Шемай удивился: что это не светает, как обычно. Подняли
головы - а окно загорожено человеческим лицом. Это был ученик Шемая Гиллель. Бессеребренник:
в день зарабатывал полдинария, половину отдавал семье, половину - в уплату за
школу. Но в ту пятнице он ничего не заработал, его и не пустили учиться.
Мораль талмудических мудрецов: можно нарушить субботу ради ближнего - ведь
Шемая и Авталион полезли на крышу спасать Гиллеля. Это почти евангельское отношение
к субботе, только раввины оправдывались тем, что они не вообще спасали человека,
а спасали человека, стремящегося к религиозным знаниям. Пьяницу, значит, можно
было бы не спасать... Так погиб священник Александр Мень: его ранили, он лежал
на дороге, истекая кровью и стонал, а люди не спешили помогать, думая, что это
пьяный.
Мораль Талмуда: нельзя оправдывать невежество бедностью, коли уж Гиллель, рискуя
жизнью (в ту ночь падал снег и он едва не замёрз), слушал разговоры о Писании.
Мораль современного читателя, канадского раввина Эли Куранта: талмуд критикует
фарисеев. "Если кому что нужно, так хоть он тресни, хоть на крышу лезь -
пока им свет в окошке не закроет, внимания они не обратят". Не говоря уже
о том, что они позволяют своему ученику Гиллею превращаться в маргинала, который
не заботится о семье, о карьере и т.п. Да и сами они в канун субботы, вопреки
Закону, не с семьей, а в школе. Были бы людьми, так не брали бы с Гиллеля денег
за учёбу. Были бы порядочными людьми, не отвлекали бы богословием отца семейства
от его обязанностей.
Бессеребренничество Иисуса могло бы давать повод для попрёков. Но Иисус ещё
и безбрачен. И то, и другое - уважительная причина для насмешек в любую эпоху.
Но стоит задуматься: а не тот ли это случай, когда любовь к золоту или брак были
бы неуместны? Солнце не загорает на пляже, источник любви и изобилия должен быть
истоком, ему нечего делать в устье, где женятся, выходят замуж, копят или жертвуют.
|