Лк. 16, 1
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
№109 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
М.Болл писал, что притчи о неправедном управителе и о Лазаре
должны рассматриваться параллельно. Одна негативно, другая позитивно
подчеркивают, что в вечной жизни важнее всего наличие "друзей"
в жизни временной (M.Ball, 40-235). А вот Байндер сопоставлял
притчу о неправедном управителе с Лк. 15,1 - она есть отклик на
упреки в Лк 15, 1 в адрес Иисуса, принимающего грешников. В доме
("экономии") Иисус есть "управитель над неправедностью",
который отпускает долги, сделанные людям Отцу (H.Binder, 40-236).
Людей в этой притче смущает, что управитель корыстен, но смысл-то
притчи вовсе не в призыве делать добро из корыстных побуждений
(Иисусу какая корысть!), а в призыве прощать и прощать, прощать
до бесконечности, потому что обижают всегда Бога, а не тебя. Это
и трагичнее - обида разрастается до космических масштабов, но
это и радостнее: на обиду космических масштабов находится прощение
суперпуперсверхкосмического размера.
Богатство неправедное - масло масляное
Нас удивляет легкомысленное, весёлое отношение Господина к мошенничеству
не потому, что мы очень честные, а потому, что мы очень скупые.
Господин - именно Бог, Он богат, Он всю вселенную сотворил - ну
что ему пятьдесят мер масла. Он психологически может позволить
себе смеяться. Более того: кому бы ни переместилось масло, его
не вынести за пределы вселенной. Как же с точки зрения вечности
смешны наши мошенничества, наши игры в собственность! Ведь от
этого ничего не меняется, меняется только от творчества.
История Церкви в Средние века есть вопиющее преступление против
именно этой притчи. Ею Бог говорит: прощайте, ибо то, что прощаете,
принадлежит не вам, а Мне. Люди же, сжигая еретиков, говорили:
преступление против нас простим, а преступление против Бога простить
не можем, ибо оно против Бога. Так вот, Сам Бог разрешил прощать
преступление против Себя - списывайте долги против Бога. И, конечно,
старайтесь понять, что все так называемые "должники наши"
на самом деле должны Богу. В "Отче наш" этого не сказано,
там принята земная терминология - "согрешившим против нас".
Но там и не сказано (по Божией деликатности), что мы никому ничего
не прощаем.
История Церкви есть история приобретения неправедного богатства.
Это хорошо заметно сейчас: христиане владеют огромными храмами,
которые не могут содержать даже, если община набьётся в храм до
отказа и пожертвуют каждый своим имением. Такие храмы можно было
построить только за счёт государства, причём государства, в котором
большинство людей в церковь не ходили, а деньги на церковь всё
же жертвовали. Почему жертвовали? Почему князья крестили свои
страны? Почему купцы покупали колокола? Большинство - потому что
им было сказано именно по притче: приобретайте себе Бога богатством
неправедным. Давайте его Церкви. Церковь ещё долго будет это расхлёбывать.
Притча это открыта многим толкованиям, но одно - самое распространённое
- категорически исключено: считать, что мы - те, с кого надо списывать,
что мы - те, кого надо прощать. В прощении христианин всегда активная
сторона, и никогда - пассивная. Любая претензия: меня надо простить,
- есть уже сумасшествие и гордыня. Сказать: ты христианин, поэтому
изволь меня прощать, делать мне скидку с торговой цены, обращаться
со мной ласково, - значит не понять, что всякая притча обращена
к тебе и только к тебе. Ты не Бог и не имеешь права адресовать
притчу другому человеку. Разве что ты изъясняешь Евангелие, но
и тогда ты не должен говорить "вы", а только "мы".
В качестве Апостола, который читается в этот же день, Православная
Церковь выбрала 2 Фес. 2,13 - 3, 5: наверное, потому что в 3.2
говорится о необходимости "нам избавиться от беспорядочных
и лукавых людей". А может быть, потому что в 3.5 говорится
о том, что "Господь да управит сердца ваши в любовь Божию".
В этом послании Павел обращается к христианам как к богам, которые
должны увольнять управителей. И в притче, кстати, не сказано,
будто Господь оставил управляющего. Он его похвалил, но всё же
уволил. Иерархия должна быть, и мошенничество разрушает иерархию.
|