Лк 13, 10 В одной из синагог учил Он в субботу.
№104 по согласованию - Только у
Луки. Фразы предыдущая - следующая.
Это последнее упоминание о проповеди Иисуса в синагоге (и только у Луки). Он идёт в Иерусалим на смерть. Казалось бы, евангелист должен первым делам изложить, о чём, собственно, проповедовал Иисус в синагоге. Вместо этого - опять антифарисейский эпизод. Вообще-то все евангельские проповеди, да и всё Евангелие - такое. Не про "что", а про "как". С подставленными щеками, с непохороненными и брошенными родственниками, с чисто вымытыми ногами идут ученики Христа... куда, собственно? зачем? Иисус подробно говорит о том, чего не надо, как не надо, с кем не надо, а позитивная программа затушевана. Это всё равно как если бы человек бесконечно критиковал корыстолюбие и реакционность современного церковного начальства и ничего не говорил о том, а как, собственно, надо. Конечно, можно сослаться на то, что позитивная программа в Законе Моисеевом. Однако, во-первых, Закон Моисеев в огромной части тоже сугубо "как": того не делай, туда не ходи. Во-вторых, фарисейство и есть та самая позитивная программа во всей красе. Домострой. Платочки, пейсы, юбки. В каждом поколении христиане вновь и вновь в этом позитиве утопают, и в каждом поколении Дух - то через апостола Павла, то через кого сильно попроще - бунтует и восстаёт, призывая в некое нечто. Ну нет у Бога для нас позитива, потому что какой может быть позитив вне Рая? Максимум - Храм, синагога, семья... Позитив! Минное поле, а не позитив. Не может быть позитива там, где тень от неминуемой смерти накрывает всё словно полиэтиленовый пакет, натянутый на голову. Тут уж единственный позитив - снять пакет. Ну это же не может быть слово, проповедь. Это - Воскресение, побеждающее как смерть, так и нечто худшее, чем смерть, присутствующее, между прочим, в проповеди как в жанре - неминуемость.
|