Оглавление книги
Ио.14, 1.
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
№146 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Слова о вере, надежде и любви кажутся банально простыми Но вот Евфросиния Керсновская
чуть расширяет их, говоря как об идеале о вере в справедливость, надежде на победу
и любви к своему делу (Т. V. Черная роба или белый халат? Под "крылышком"
шахты. М.: Можайск-Терра, 2001. С. 17). Как же гнусно получится, если веровать
- в победу, надеяться - на своё дело, любить - справедливость. Как если человека
пытаться сложить, пришив голову к низу живота, а ноги - к шее. Другое дело, что,
если говорить только вере или только о любви, тогда нормально: верить в Бога,
веровать в Его Суд, веровать в призвание от Него. Надеяться на Бога, надеяться
на Его суд... и так далее. Но если уж человек раз открыл для себя различие веры
от надежды, веры и надежды от любви, тогда он должен отличать любовь к Богу и
к людям от надежды и от веры, ставя любовь выше и надежды, и веры.
*
Один из современных русских переводчиков почувствовал подвох в этих словах
Иисуса и написал: "Как веруете в Бога, так и в Меня веруйте". Нет уж:
"как в - так и в" означает, по духу русского языка, все-таки на самую
малость меньше. "Каков в колыбельку, таков и в могилку"... Некоторая
разница все-таки есть. Вера в Бога - эталон, вера в Иисуса - копия. А Иисус начинает
с призыва не беспокоиться, после чего сразу же ввергает в шок: как можно веровать
одинаково и в Бога, и в человека? Все равно, что сказать "ходите и по земле,
и по воде ходите". Впрочем, насчет хождения по воде Петру не привыкать...
И все попытки позднейших теоретиков ответить на эту задачу рассуждениями про "равенство
ипостасей" и т.п. ослабляют то напряжение, которое Бог хотел создать Своим
воплощением. Сердце должно биться сильнее от невозможности понять, как можно веровать
в Иисуса так же, как в Бога. Именно от этой невозможности, а не от угроз со стороны
неверующих.
|