ИЗ УКРАИНЫ В АМЕРИКУ И ОБРАТНО
См. наша община.
На службе я поминаю патр. Варфоломея, архиеп. Игоря и митр. Константина. Украинские ревнители МП любят подчеркнуть, что патр. Варфоломей и митр. Константин о существовании архиеп. Игоря не подозревают. На всякий случай - да и для членов нашей общины - помещаю маленький отчет. В конце октября в Саус Баунд Бруке (штат Нью-Джерси) прошёл XIX собор Украинской Православной Церкви Америки (её и возглавляет митр. Константин, а входит она в Константинопольский патриархат). Перевожу с официального веб-сайта (http://www.uocofusa.org/news_101031_1.html):
"Первым пунктом повестки дня [31 октября] было выступление Его Преосвященства Архиепископа Игоря, главы Харьковско-Полтавской епархии Украинской Автокефальной Православной Церкви, который по просьбе Совета Церковной Митрополии рассказал о жизни Православной Церкви на Украине, которая сохраняет верность наследию блаженной памяти Патриарха Мстислава, его духовным и административным идеям. Архиепископ Игорь, который является профессором Харьковского университета, полагает, что это наследие было предано многими украинцами, которые продолжают выдавать себя за "истинных" последователей Патриарха Мстислава. Архиепископ Игорь говорил об упущенных возможностях Церкви на Украине, которая могла бы достичь единства и независимости в соответствии со священными Канонами Святого Православия".
В первый день собор архиеп. Игорь выступил с приветствием к его участникам и призвал Церковь в США молиться о своих братьях и сёстрах на Украине, которые прилагают все усилия для того, чтобы сделать реальностью свой идеал жизни как украинцев, православных, христиан.
На фотографии митр. Константин с участниками молодёжного съезда Украинской Православной Церкви Америки. Мне особенно понравился высокий курчавый хлопец за его спиной.
Митр. Игорь приехал в США по приглашению Украинской Православной Церкви Америки, посетил там Нью-Йорк, Вашингтон и другие города, где есть украинские приходы.
История Украинской Церкви в Америке началась после того, как туда из Российской империи эмигрировали миллионы украинцев. Быть под началом имперского архиерея Александра Немоловского, ярого украинофоба (хоть и уроженец Галиции, он считал украинцев лишь "политической партией"), они, конечно, не хотели - не для того они перемахнули через полпланеты, чтобы хлебать кислых великодержавных щей. Украинские приходы принял под свой омофор иерарх Антиохийской Православной Церкви Германос Шехади.
В 1923 году украинские приходы США обратились к самопровозглашённой Украинской Автокефальной Православной Церкви на Украине (которую не признал ни один патриархат). В 1924 году от УАПЦ в Америку приехал митр. Иоанн Теодорович. Действительность его поставления (как и действительность хиротоний всех иерархов УАПЦ) оспаривалась, а вот чего никто не мог оспорить - что миссионер и организатор он был прекрасный. Он организовал богослужение на украинском языке.
В 1929 году в США возникла ещё одна Украинской Православная Церковь - из бывших греко-католиков, которых окончательно вывели из себя американские католические архиереи. Столкнулись две традиции - украинская и ирландская. В 1937 году этих украинцев - около 50 приходов - принял под свой омофор архиеп. Афинагор Спиру, который позднее стал Константинопольским патриархом (и прославился тем, что упразднил анафемы 1054 года). Епископом этой группы стал Богдан Шпилька (Spylka).
Следующая мощная волна украинцев хлынула в США после Второй мировой. Среди них было много и духовенства. Большинство выбрало "неканоничного" Теодоровича, так что к 1950-м годам за ним оказалось 80 приходов, а за Шпилькой - менее 30.
Шпилька проигрывал Теодоровичу во всём - и как организатор, и как энтузиаст украинской культуры. Он сделал ставку на "коренных" американцев, рукоположил довольно многих - результат оказался плачевный, все, удовлетворив своё самолюбие, его покинули.
Присоединился к Теодоровичу и архип. Мстислав Скрыпник, попавший в США в 1949 году. Украинцев Канады возглавил знаменитый митр. Иларион - Иван Огиенко. Скрыпник приложил все усилия, чтобы преодолеть разделение, - в частности, он убедил Теодоровича принять "каноническое" рукоположение, и в 1949 это важное для канонистов событие совершилось (был перерукоположен и Скрыпник). Ещё несколько приходов перешли от Шпильки к Теодоровичу. Тем не менее, другие православные иерархи не спешили признавать Украинскую Церковь Америки. После смерти Теодоровича в 1971 г. его сменил Скрыпник, а преемником Шпильки (и руководителем десятка приходов его юрисдикции) стал в 1967 г. еп. Андрей Кущак.
Скрыпник дожил до независимости Украины и в 1990-м году был избран патриархом Киевским, главой УАПЦ и на Украине, и в Америке. Он умер в 1993 году и похоронен в Баунд Бруке.
Следующие два года показали, что американские украинцы - нежеланные гости на Украине. Там стремительно возобладали те же тенденции, что в России: под националистическими лозунгами стали реставрировать номенклатурную власть. Для националиста советского и пост-советского типа главный враг - нормальное отношение к национальному, вообще цивилизованное отношение к жизни. Американские украинцы предпочли отступить от Украины и в 1995 году были вознаграждены: их принял под свою юрисдикцию Константипопольский патриархат. При этом две юрисдикции (от Теодоровича и от Шпильки) были объединены.
Однако, и тут не обошлось без раскола. Семнадцать приходов заявили, что уход в Константинопольский патриархат есть предательство Украины и перешли в Киевский патриархат. В итоге разделение американских украинцев на две части сохранилось, и даже примерно в той же пропорции, что раньше: у "константинопольских", "канонических" - 85 приходов, два монастыря, одна семинария, три епископа, 106 священников и 14 диаконов. У 15 приходов нет священников.