Живая вечность
Странным кажется, что именно соблюдение субботы есть первая заповедь, упомянутая
в Библии. Еще только описывается творение мира, еще ничего не сказано о любви
к Богу, а уже: "Благословил Бог седьмой день, и освятил его" (Быт 2,
3). Между тем, именно на примере субботы хорошо виден смысл самого слова "заповедь",
"запрет". День отдыха - это тот же заповедник, только не в пространстве,
а во времени. Заповедник обычный есть часть пространства, где запрещено убивать
животных себе на пропитание здесь может лишь охотится царь - для развлечения;
именно так возникло русское слово "заповедник". Заповедник во времени
есть двадцать четыре часа, которые запрещено убивать на пропитание себя - здесь
можно лишь припадать к источнику вечной жизни.
Устраивая обычный заповедник, народ прежде всего выражает уверенность в том, что
он сможет прокормиться и без этой - столь плодовитой - территории, что он не умрет
без запахивания Йеллоустонского парка или без распахивания Беловежской пущи. Более
того, заповедник есть выражение веры людей в то, что именно нетронутая человеком
природа есть источник природного благополучия, что человеческий ум не самый мудрый
в мире, что лучше сохранить эталон дикой природы, чтобы, "в случае чего",
использовать его как образец.
Заповедник во времени - суббота - есть выражение веры человека в Бога как
главный источник жизни. Господь посвятил творению шесть дней из семи. Творение
в ответ посвящает Творцу один день из семи, и то с трудом. Но Господь не сердится.
Весь опыт жизни в падшем мире, все инстинкты твердят: не теряй ни минуты, не трать
их на отдых или на молитву, зарабатывай, копи, тащи. Но человек, один день в неделю
отказывающийся от поиска пропитания, говорит самому себе и миру: "Нет, не
мои усилия поддерживают мою жизнь, а Божьи. Не пропаду! Господь мне в оставшиеся
шесть дней даст достаточно.". Более того, суббота есть выражение веры в то,
что не суета, не проливание пота, не трудовые усилия есть главное в жизни, есть
смысл жизни - а именно нетронутое человеком время, именно время пребывание с Богом,
время, принадлежащее Богу.
Всякая суббота уже есть Пасха, освобождение. Пасха есть прежде всего суббота.
Бывает, что субботу празднуют, поют и танцуют - но лишь формально, потому что
остаются при этом рабами греха личного, социального, политического. Иногда даже
тем пышнее празднуют, чем более - холопы. Тогда празднуют не субботу, а выходной
- временный отдых от подневольного, идиотского труда. Настоящая суббота - когда
отдыхают от труда свободного.
Когда человек отказывается от работу, это показывает, что он свободен. Свободу
часто ограничивают демагогией, требуя отказаться от политики, от творчества, от
мышления, потому что - некогда, надо кормить голодных, освобождать угнетённых,
надо становиться к станку, потому что нет времени на роскошь свободы. Такой холопский
труд всегда оказываются менее плодотворным, чем свободным, а со временем становится
прямо разрушительным и плодит нищету и разруху. И демагоги тщательнее всего избегают
свободного труда для себя, пытаются сделать его невозможным для других.
После дня, посвященного Богу, не всегда человек возвращается к свободному труду
- иногда он возвращается в рабскую казарму. Но если суббота действительно была
посвящена Богу, а не себе, тогда и в рабстве человек останется свободным.
В попытке отстоять свою идентичность талмудический иудаизм создал идею, будто неевреям запрещено соблюдать субботу.
Поводом послужил рассказ о том, как Бог каялся после потопа:
Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся" (Быт 8, 21-22).
Раз "не прекратятся сеяние и жатва" - следовательно, сейте и жните безо всяких перерывов на субботу.
Толкование не слишком озабочено буквальным смыслом текста, который, конечно, ничего про субботу не говорит, да и относится ко всем - и к евреям, и к неевреям.
Толкователи считали, что закон Божий в том, чтобы казнить нееврея, если он соблюдает субботу (или изучает Слово Божие). Радикальность толкования, возможно, объяснялась тем, что толкователи были людьми абсолютно бесправными, жили в исламских странах. Хорошо, если их не казнили! Озлобленность копилась, и могучий интеллект отыгрывался в сочинении таких вот концепций.
Прошли века, появился Израиль как государство, в котором вообще-то талмудические толкования должны быть законом. Хорошо, что "должны" не переросло в "являются". Во всяком случае, в полном объёме. Как и в случае с христианством на службе у царства кесаря, иудаизм на службе у политиков стал несчастное существо: что годится, из него выдёргивают и вставляют себе в хвост, а что политикам не нравится, то предают забвению. Это очень, очень славно, а то бы страшно подумать, сколько казнить людей казнить пришлось!