Богочеловеческая комедия
Не тронь ребёнка!
См. телесные наказания детей. - Либеральное воспитание. - Агрессия.
Люди приносили своих детей в жертву богам, закалывая их на алтаре, били и пороли детей, продавали их в рабство, когда денег не хватало. Это, допустим, глубокая древность, хотя это древность именно цивилизации, государства, власти, а не древность самая древняя.
В смягчённой, средневековой форме – люди решали, кто из сыновей станет наследником, кто пойдёт в армию, кому быть священником, кого из дочерей за кого выдать замуж (включая пострижение в монашество).
Сегодня диапазон вопроса сместился – и сместился именно влево. Конечно, не во всех странах. В России в этот диапазон входит и битьё ребёнка, и порка (хотя в школе порки уже нет, а вот бить учитель кое-где бьёт, с благодушного снисхождения родителей). В других странах ребёнка и шлёпнуть нельзя – увидят, так вызовут полицию. Там «правые» не те, кто прибегает к ремню, а те, кто робко предлагает «шлёпать с любовью». Мяконько. С любовью. Но всё-таки шлёпать!!!
В России одинаковым бредом кажется, что ребёнка можно взять и своими руками (да хотя бы чужими) зарезать ножичком на алтаре (осталось лишь воспоминание об этом в христианском обряде, где иногда даже рисуют Чашу с Младенцем в ней), и что можно наказывать родителей, если они оставят ребёночка дома без присмотра или начнут обучать его своей религии. У нас ещё так недавно были запрещены воскресные школы, что их существование всё ещё кажется проявлением свободы. Да, это проявление свободы – но свободы взрослых, а не детей. А насколько допустимо оставлять ребёнка без присмотра, об этом надо спрашивать у травматологов и реаниматоров.
Несомненная бредовость многих ситуаций связана с тем, что вопрос о свободе ребёнка кажется частью вопроса о свободе взрослого. Допустим, нельзя оставлять ребёнка без присмотра, но можно ли организовывать полицию, государство, закон, чтобы следить за родителями?
В таких случаях, прежде всего надо вспоминать анекдот про Сталина, который предлагает покрасить Белорусский вокзал чёрной краской и расстрелять всех евреев. Ошеломлённые соратники: «А чёрный не слишком мрачно?!» - «Я рад, - спокойно отвечает Сталин, - что по второму пункту возражений нет». Итак, оставлять ребёнка без присмотра, чтобы сходить в кино, шлёпать его с любовью, учить его своей религии, - нельзя.
Простой вопрос о шлепках оказывается ещё и вопросом об отделении религии от государства, вопросом о допустимости идеологического государства. Если можно шлёпать, можно и поручать государству воспитывать людей. Государство – отец, гражданин – дитё. Патернализм называется.