УЯЗВИМОСТЬ
Уязвимости не существует, существует выражение «почувствовать себя беззащитным».
Беззащитности не существует по той же причине, по которой не существует защищенности.
Абсолютной не может быть ни защищённость, ни беззащитность. Бывает ощущение защищённости
– особенно в детстве, когда человек именно менее всего защищён.
Бывает вера, бывает очень крепкая вера, порождающая ощущение абсолютной защищённости.
Тем не менее, даже такая вера, и именно такая вера знает, что абсолютная защищённость
есть предмет абсолютной веры, а не знания, и уж, тем более, не человеческих усилий.
Так же и беззащитность не бывает абсолютной, разве что труп совершенно ни на что
не может рассчитывать и ничем не может защититься, но труп как раз и не жалуется
на беззащитность.
Защищённость относится к явлениям, которые если не переживаются как абсолютные,
то им грош цена. Любовь, которая не считает себя единственной и вечной – не любовь.
Поэтому любовь, Бог, да и человек сами по себе не бывают ни уязвимыми, ни защищёнными.
Они часто видятся таковыми со стороны, но это уже ошибка (грех) этой самой стороны.
Человек часто оправдывает своё преступление тем, что жертва спровоцировала его
своей «беззащитностью». Насильник утверждает, что виновата девушка, которая надела
слишком короткую юбку. Но ведь когда человек в настроении снасильничать, он бросится
на девушку, даже если она будет в поясе верности или в танке. Правда, он при этом
он не добьётся удовлетворения похоти, но зато он совершит какое-нибудь другое
преступление: убьёт несчастную или испортит танк, а это обычно государственное
имущество.
Чем больше человек стремится обеспечить свою неуязвимость, тем более он уязвим.
Силы человеческие не безграничны, защищаясь на одном фланге, человек ослабляет
другой. Главное же: сама сосредоточенность на защите есть опасность. Самое опасное
для государства – озабоченность государственной безопасностью, потому что органы
её склонны (и вполне разумно) сосредотачиваться на борьбе с гражданами.
Идеально безопасно государство, в котором нет граждан и вокруг которого нет граждан.
Это труп государства. Только человек, в отличие от государства, может быть живым
трупом – находящимся в почти полной безопасности, но крайне опасным для окружающих,
и чем более человек в безопасности – тем он опаснее, просто потому, что сознание
опасности умеряет гордыню.
Полная безопасность рождает полную безнаказанность, а поскольку зло в человеке
– отнюдь не фантазия богословов, то и выражение «полная безнаказанность» обозначает
отнюдь не приятное свойство. Слишком легко абсолютно неуязвимый человек уязвляется
чужим счастьем до такой степени, что нападает на ближнего. А если есть силы, то
и на дальнего.
Сосредоточенность на защите оттягивает силы у творчества. Это полбеды, а беда
– что оттягиваются силы у любви. Любовь крайне опасна – с точки зрения внешней.
Она делает человека беззащитным, потому что человек начинает беспокоиться о чужой
безопасности больше, чем о своей. В этом ложь милитаризма, который претендует
быть исполнением заповеди о гибели за других, потому что на практике военный беспокоится
прежде всего о собственной безопасности. Военный старается максимально вооружиться,
защитив себя, и это – дело, а все слова насчет того, что он защищает себя, чтобы
защитить других – это всего лишь слова.
Уверения богословов от милитаризма, что солдат преже всего любит свой народ, противоречат
не столько тому, что известно о солдатах, сколько тому, что известно о любви.
Влюбленный ходит с цветами для любимой, а не с пистолетом для защиты любимой от
врага. Влюбленный делает это не потому, что надеется на милиционера или солдата,
а потому что он не надеется, а любит.
В конце концов, уязвимость страшна тем, кто не уязвлен. Иисус неуязвим, потому
что язвы, которыми страдало Его человеческое тело, Он терпел задолго до распятия
– терпел, не избавляясь от них, потому что иногда избавиться от язв, от страдания
означает избавиться от любимого существа, которое причиняет нам страдания. Бог
был ранен, когда еще не родились нанесшие раны. Не беспокоиться о своёй уязвимости,
беспокоиться об уязвимости любимого и терпеть язвы, наносимые любимым – вот что
единственно вводит человека в царство неуязвимости и безопасности.
|