Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad marginem, 2000. С. 318. Пер. Алексея Гараджи, деньги франц.
посольства и Сороса. пред. Ел. Петровской. Петровская: речь о С. не настоящем,
уклоняющемся от случайности игры, от роста ставок. С. как судьба, вызов, за которым
обязателен неравноценный ответ, дуэльный, агонический, "соблюдающий условное
правило в противовес необходимому вызову" (8). Оригинал вышел в 1979.
31. Чем больше производства знаков пола, тем меньше желания. Принцип неопределенность
распространился на пол (после политики и экономики). Освобождение - от нищеты
в экономике (рациональное есть лишь пока есть нужда), и в сексе: "Желание
тоже держится только благодаря нехватке" (31). Когда все удовлетворено, когда
ничего не воображается, то желание уходит из секса - секс всюду, но не в сексуальности.
Это совпадает с тем, что женское замещает мужское - но не один пол место другого,
а приходит неопределенность пола, женственность есть катастрофа принципа реальности
пола. Прав Фрейд - сексуальность есть лишь мужская. "Без толку пытаться вообразить
нефаллическую сексуальнось" (32). Переводчик не подозревает о слове "женственность",
зато оставляет без перевода proliferation. Женственность остается и тогда, когда
обнажают женское - женственное ускользает. Сила женского в соблазне (с. 34 - но
речь очевидно идет о женственном). Соблазн - женское, сексуальность - мужская.
Соблазняет женщина.
С. 36 - феминистки стыдятся своей способности соблазнять - но "соблазн
представляет господство над символической вселенной, тогда как власть [мужская]
- всего лишь господство над реальной. Значит, речь идет о соблазне как исключительно
женском действии! соблазн - перевод всего в игру видимостей, опрокидывающей власть,
тело сделав видимостью. 38 - женское как "децентрированная эрогенность".
Соблазн - тело обрабатывается не желанием, а лукавством (38). Соблазн как победа
над анатомией-судьбой (Фрейдовское). С. - действие безвластной женщины, ускользнувшей
от власти, обращающей все. Женщина есть видимость, мужчина глубина (39). Феминистки
выставляют женскую глубину - но ее нет, есть "женское как неразличимость
поверхности и глубины ... подлинного и поддельного" (40). Ага, тут появляется
"женственность как маскарад".
с. 41 - Жсть упраздняет мужское-женское как оппозицию, упраздняет сексуальность
как господство одного пола. "Женственность как принцип неопределенности".
Соблазн - в травести (не в бисексуальности). Извращенец извращает термины, в трансвестизме
нет термином, есть "лишь знаки, которые надо совратить"(43). Имеет в
виду мужчин-травести, которые изображают "женственность, какой она рисуется
воображению мужчин" (44). Модели женщины бросается вызов чере игру женщиныю
Женщине противопоставлен знак женщины. "Эта игра показывает, что нет у женщины
никакой собственности сущности ... женщина - ничто и что как раз в этом ее сила"
(45). Мужчина производит, женщина соблазняет, аннулирует силу производства. Мужская
доминация - миф, первично господство женственности и мужское как вторичное против
нее (47). Не женщина - неполноценый мужчина, а мужчина - результат вычитания из
женщины.
С. 51 - феминистки требуют компенсировать женщинам недоданное наслаждение,
то отказ от наслаждения - игра как достижение за пределы оргазма - чище. Экстаз
от отказа от наслаждения. Что есть свободный отказ, а есть просто хамское обвешивание
- умалчивает. Стратегия ненаслаждения. Наслаждение бесцельно - стратегия выше
наслаждения, так у либертенов от Лакло до Киркегора. Секс. революция отнимает
"право на сексуальную сдержанность" (53). Женщинам в глубине души это
не нравится - поэтому они "забывают" принимать pills, чтобы отказать
мужчине. Порнография - способ похоронить неопределенность женственность в обязательности
оргазма. (но: феминизм против порнографии!). Порнография убивает тайну - это разве
триумф феминизма?
С. 56 - соблазн - очарование, пол - разочарование. "Соблазн - игра, пол
- функция. Соблазн принадлежит к ритуальному строю, пол и желание - к природному"
С. 57). Т.е. seduction его - чистое кокетство-очаровывание.
С. 59. "Обаяние соблазна, конечно, сильнее и выше христианских подачек
наслаждения. Нас пытаются уверить, будто наслаждение - естественная цель ... Но
любовь ничего общего не имеет с влеченем ... Любовь - вызов и ставка: вызов другому
полюбить в ответ; быть обольщенным - это бросать другому вызов: можешь ли и ты
уступить соблазну? (Тонкий ход: обвинить женщину в том, что она на это неспособна.)
Иной смысл приобретает под этим углом зрения извращение: это притворная обольщенность,
за которой не скрывается ничего, кроме неспособности поддаться соблазну. Закон
обольщения - прежде всего закон непрерывного ритуального обмена, непрестанного
повышения ставок обольстителем и обольщаемым - нескончаемого потому, что разделительная
черта, которая определила бы победу одного и поражение другого, в принципе неразличима
- и потому, что этот бросаемый другому вызов (уступи еще больше соблазну, люби
меня больше. чем я тебя!) может быть остановлен лишь мертью. Секс, с другой стороны,
имеет близкую и банальную цель - наслаждение".
С. 62 - мужское - Закон, женственность - наслаждение, но наслаждение есть тоже
закон, закон, предписывающий наслаждение.
Не бывал Бодрийяр в женском стриптиз-клубе! Думает, что порнография - только
для мужчин, только женское.
С. 69. "Обманка отнимает одно измерение у реального пространства - в этом
ее соблазн. Порнография, напроив, привносит дополнительное измерение в пространство
пола, делает его рельней реального - потому облазн здеь отсутствует" (68).
Конец тайны, все гиперреалистично, секс под микроскопом - конец тайны. Э нет!
Это именно было в обманках!! порнография как оргия производства. Порнография уничтожает
лицо. Деградация. Про-изводство - порнография изводит, материализует тайну.
seducere - producere. С. 82. Требование ликвидности - есть тело, оно должно
наслаждаться, есть либидо - нужно его потратить. Индивидуальное предприятие по
трате секс. энергии. Марксист! Вместо очарования - раз-очарование.
С. 97 - соблазн выше власти и существеннее, власть прикрывает пустоту. Власть
вторична к соблазну.
98 - власть держится пленительностью, непрерывным балансированием на краю -
Секс как и производство - обратим, за это его и ценят - сексуальное есть урезанная
форма соблазна, а не соблазн внутри сексуального. Соблазн как обратимый процесс
вызова, ставок и смерти. Производство и секс пытаютс яистребить соблазн, чтобы
осталось лишь желание, экономика.
Власть - приманка, с которой нужно порвать, а Фуко этого не сделал. Власти
и сексу нужно противопоставить пустоту, реверсию - производству противопоставить
соблазн.
Соблазн и дискурс - со с. 105 - Соблазн совращает дискурс и тот отклоняется
от истины. Истолкование выявляет скрытый смысл, совращение прячет открытый смысл.
109- в 1897 г. Фрейд отказался от теории совращения - шаг в психоанализу. От
соблазна - к влечению смерти. Идея соблазна угрожает разрушить фрейдизм. Фрейд
заменил обольщение механикой истолкования, вытеснения.
114 - ревлюционеры жили той же интуицией, что иконопочитатели "жить можно
только идеей искаженной истины" (дурак!). - видимость как соблазн образов.
Икона - соблазн видимости. Соблазн накидывает покров. Сталинизм - покров на революции.
Симулякр - видимость: обманка "лживей ложного", порнография "правдивее
правды" (115).
Обманки описывают пустоту, отсутствие иерархии. Против репрерензатций Ренессанса.
Агрессивность незначительности обманок - старые тетради и пр. Нет перспективы,
природы, лица, психологии, историчности, полупрозрачность, хрупкость, изношенось
(118).
Вневременность. Нет источника света, теней. Обманка воздействует не реалистичностью,
а тем, что внезапно ослабляет реальность, "с.рреальная знакомость вещей"
(120) - обманка не знает иерархии пространства, а это уже нереалистично. Обманка
- игра, имитация третьего измерения - но имитация ставит под сомнение то, что
имитирует, т.е. реальность (121). То же стукко. Апогей в 16 в. - стирание границ
между живописью, ваянием, зодчеством. "Обольщение пространства знаками пространства"
(124). То же политика - "источник власти - владение симулированным пространством",
симулякр, 125.
"И папа, великий инквизитор, великие иезуиты и теологи - все они знали,
что <a href="../../library/bible/strong1/00002316.html">Бога</a>
не существует: в этом был их секрет и их сила" (125).
127 "Обманка, зеркало или картина: очарование недостающего измерения -
вот что нас околдовывает". Обольщение упраздняет дистанцию между реальностью
и ее двойником.
Декомб, - соблазняет не женский трюк, а то, что трюк проделан для вас, "Соблазнительно
быть соблазняемым" (128). Т.е. соблан всегда есть самобольщение.
Павсаний - сестра-близнец Нарцисса. Соблазняющий становится отражением, но
на самом деле - приманкой. "Соблазнять - значит умирать как реальност и рождаться
в виде приманки" (131).
131 "Обольщение приманки подстерегает любую вещь, которая стремится слиться
с собственой реальностью". Соблазн сильнее производства - продается то, что
соблазняет - это я от себя.
Человек сам наделяет смысл знак, и тот становится его соблазном и его гибелью
(рассказ о смерти в Самарканде). История - не думать белой обезьяне - это магия:
если запрет коснулся бы чего важного, мальчик бы не думла, а пустяк - именно в
силу ничтожности становится соблазном, в пустоте разрастается, "ведь не столько
запрет соблазняет, сколько бессмысленность запрета" (141). Обольщение пользуется
знаками, не заслуживающими веры.
"Обольщающие глаза не имеют смысла, до конца счерпываясь взглядом"
(142)
Прельщение глаз - самое чистое, обаяние оргазма в молчании - и в то же время
взгляды всегда бессмысленны,
Тайна - то, что должно быть раскрыто, скрытое или вытесненно е- то, что не
должно быть раскрыто. Войти - можно, выйти - нельзя. Поэтому Дневник обольщения
Кьеркегора не ведет к сексу - секс есть смысл, а в соблазне не может яявиться
смысл. Вечно под спудом.
Безостановочность обольщения. "Что больстительно- обоьщать или быть обольщаемым?
Но быть обольщенным, к тому же, лучший способ обольстить" (148)
соблазн как вызов - и как игры, а не похоть - стремление свести другого с ума
и сойти с ума своему, поглотиться Вызов - конец всякому договору, контракту, обмену
под управлением закна.
Но - вызов выманивает другого туда, где вы сильны и другой станет сильнее,
а обольщение - туда, гщде вы сами слабы и другой ослабнет (151)
"Соблазнять - значит делать хрупким" 151 соблазняют слабостью, пустотой,
смертью. - она мекня за муки - пассиновтьсю. Психоанализ убеждает смириться с
хрупкостью, обльщение превращает хрупкость в игру и радость.
Обольщение может использовать любовь и секс. Желание для него не цель, а ставка,
миф, которую он уравновешивает и изгоняет.
Обольщение - и искусственноьсть, и жертвенность. Пленить и закласть желание
другого.
Соблазн животного - самый сильный, он ритуален, в нем искусственость отличается
наибольшей безыскусностью. Этому подобна и женственность (161) - соблазняет ритуальность,
морфологичность животных - емкая система, более емкая, чем социальность, цикличная,
вечная. Ностальгия по кружеву стратегии и ритуала - при взгляде на животное.
И в человеке прельщает не природная, а ритуальная красота. Тело обращается
в ритуал через украшение, маску, косметику. Тело заставляют означать, но это знаки
не имеют смысла, сходство вытравлено (165) - красящаяся женщина не в плену у секса,
как думают ханжи, наоборот, она освободилась от него, она в сфере соблазна, а
не секса - 167
Женщина как объект поклонения, а в сексе - субъект производства (167) См. Бодлер,
Похвала макияжу
Ханжа думает, что желание реально и макияж - лицемерие, соблазн думает, что
желание - миф, макияж - способ игры.
Кто отвергает грим - тот иконоборец
Женственность кино - даже мужчины в кино соблазняют. Кино - единственный миф
современности.
соблазнитель ироничен, он делает себя приманкой - искореняет естественное в
соблазняемой - Назначение обольстителя - поймать предназначение девушки, сильное
неосознанностью (176).
В обольщении девушка становится жертвой - но она управляет обольстителем, она
заставляет приносить себя в жертву, она сама себе вызов. Корделия Кьеркегора.
Дурак и мачо?
Дон Жуан и Казанова - нечистые обольстители, собирают постельные остатки, не
достигая духовного по Кьеркегору.
С 182 "Стратегия обольстителя ... есть зеркальная сратегия, вот почему
он никого в сущности не обманывает" - зеркало непогрешимо. Соблазняют того
и тем, кто и как хочет соблазниться.
Соблазн зеркала
Косвенность обольщения - искоса взгляд - но это не двуличность
либертеновская бравада у Йоханнеса
Кьеркегор- с помолвкой обольщение теряет смысл и заканчивается 196
у Сада и Лакло обольстители лишь друг с другом, жертва не в счет, у Кьеркегора
девушка в центре, она не замок, она второе я. Искусство переворачивания как у
сунь Цзы.
Этика - простоа, Эстетика - игра знаков. Обольщение - эстетика. 202.
ироническая уклончивость - ирония предотвращает излияние души, которе погубило
бы игру.
"Интересное интересного обладает эстетической силой соблазна" 206
Соблазнитель делает природные прелести девушки чистой видимостью, и ои уничтожаются.
"Обольщение состоит в динамике преображения вещей в чистую видимость"
206
Не поддаваться соблазну - тоже страсть. Отказываемся соблазнять из страха быть
соблазненным 210 - такова истерия, соединяет страсть симуляции со страстью обольщения,
преувеличенно читает знаки. Истерия - импотенция в отношении соблазна - неспособность
любить, но и осечка соблазна. Истерик не умеет играть (это я от себя) 213
Соблазн коллкционерства - родственны соблазну как игра, следующая собственному
правилу, замкнутая вселенная, куда субъект себя заточает.
соблазн и извращение одинаково жестоки и безразичны к сексу. Соблазн отрицает
принцип удовольствия, естественный для пола и подменяет правилом игры - произвольным.
В этом смысле соблазн есть извращение. Перверсия упраздняет естественный закон
обмена - закон пола. Лишь обеты, обряды, протоколы, культ правила - а вовсе не
разнузданность. 221
Соблазн бывает непристоен, непристойность бывает соблазнительна, но различие
есть - извращенец не доверяет соблазну, стремится его кодифицировать, зафиксировать.
Так он нарушает главное правило С. - тайну раскрывает, ему не нравится гибкость
церемониала, дуэль обольщения.
Политика
230 - Закону противостоит правило, а не беззаконие. Правило играет на внутренней
связи произвольных знаков, Закон опирается на внешнюю связь необходимых знаков.
Правило - обязательство, Закон - принуждение. Правило условно, открыто. Закон
устанавливает границу между явью и тайной.
Закон - для тех, кто солидарен, правило - для тех, кто связан обязательством,
а не социумом, равенством и пр.
Люди более равны перед ритуалом, через перд законом - отсюда ритуализм варваров,
проще обмениваться знаками условными, чем интеллигентски нагруженными смслом 239
- т.е. варвары в правилах, цивилизация в Законе
Правило избавляет от Закона - от выбора, свбоды, ответственности, смысла
игра как черта варварства - во всем, в цивилищации она четко ограничена.
Игрок считает, что случая нет. 250
Игрок хочет обольстить Закон - отсюда его суеверность, игра со знаками - знак
можно обольстить другими знаками - отсюда безнравственность игры (а не в желании
скорой наживы)
Игра подменяет производство обольщением мира 252 - игра обольщает случай.
Игру нельзя спародировать и высмеять, ибо она пародийна и смешна. Правило пародирует
Закон. 260.
скачки в Византии - вторжение игры в политику (невежда)
Эволюция игр: командные - состязания - карточные - настольны футбол - компьюбтер
- наркотики - игровое в них начало
Симуляция холокоста в телефильмах о нем - дурак
С 288- клонирование как черенкование. Бесконечный повтор. Нарциссизм, самообольщение
хбез отклонения. ВДойник себя.
"Мечта о вечном близнечестве, подменяющем половую прокреацию". 289.
Возврат к размножению как у растений - тяга к смерти. 290
Клонирование - предельная симуляция тела 294 Биозеркало
Иезуиты вернули людей в церковью через соблазн барокко, эстетики. 303
Соблазнитель всегда считался обманщиком, самозванцем - но жертва его провоцировала
- боги обольщали людей, ибо люди этого хотели.
Соблазн ритуальный (магия, агонистика) - эстетская, - полиитческий соблазн
Жан Бодрийяр. Анализ Кьеркегоровского Дневника обольстителя:
. "Я переживаю вместе с ней зарождение ее любви, невидимо присутствую
в ее душе, хотя и сижу видимо рядом с ней. Это странное отношение можно, пожалуй,
сравнить с па-де-де, исполняемым одной танцовщицей. Я - невидимый партнер ее.
Она движется как во сне, но движения ее требуют присутствия другого (этот другой
- я, невидимо-видимый): она наклоняется к нему, простирает объятия, уклоняется,
вновь приближается... Я как будто беру ее за руку, дополняю мысль, готовую сформироваться.
Она повинуется гармонии своей собственной души, я же только даю толчок ее движению,
толчок не эротический - это разбудило бы ее, - но легкий, почти бесстрастный,
безличный. Я как бы ударяю по камертону, задавая основной тон для всей мелодии".
(С. 144.)
Итак, одним движением раскрывается сразу несколько сторон обольщения, которое:
- заклинает чью-то силу: жертвенная форма;
- совершает убийство, часто идеальное преступление;
- творит произведение искусства: "Обольщение как одно из изящных искусств"
(убийство, разумеется, тоже может быть таковым);
- действует в духе остроумия: "духовная" экономия. С таким же обоюдным
потворством (дуальным и дуэльным), как и при обмене колкостями, когда все - намек,
недомолвка, недосказанность: эквивалент аллюзивно-церемониального обмена тайной;
198//199 - является аскетической, но вместе и педагогической формой духовного
испытания: своего рода школа -, страсти, урок майевтики, эротической и иронической
в J одно и то же время.
"Молодая девушка - прирожденный ментор, у которого всегда можно учиться,
если ничему другому, так по крайней мере искусству - обмануть ее же! Никто на
свете не научит этому лучше ее самой". (С. 153.)
"У всякой девушки, как у Ариадны, есть нить, помогающая отыскать дорогу
в лабиринт ее сердца... но не ей самой, а другому". (С. 169.)
- предстает как агональная форма дуэли или войны - не насилия, не какого-то
силового отношения, но всегда только состязания, военной игры. Здесь обольщение,
как и всякая стратегия, складывается из двух синхронных движений:
|