Смирение есть псевдоним благодарности, благодарность есть псевдоним веры. Когда человека хвалят, он оказывается в плену у похвалы, становится рабом удовлетворения, если только он не отпасовывает похвалу сразу в Небо, и это Небо с большой буквы, то есть не пустое. Если нет Бога, то можно благодарить кого угодно - родителей, учителей, домработницу, корзину, картину, картонку, всё равно останется зазор, в котором - "Я сделал хорошо". В этот зазор и провалится душа. Бог есть, возможно благодарность Ему за всё - в том числе, за всё хорошее, что через нас появилось в мире - и счастье в том, чтобы благодарность Ему сделать наличным и полным состоянием душине оставив зазора самоудовлетворению и самоудовлетворённости.
*
Скромная девушка, случайно (например, во время купания) оказавшаяся нагою пред мужчиною, закрывает ладонями нескромные места своя. Смиренная девушка – поворачивается к мужчине спиной. Скромный мужчина при виде нагой девушки закрывает ладонями глаза свои. Смиренный – поворачивается к девушке спиной. Смирение в том и состоит, чтобы поворачиваться спиной к искушениям, а не демонстрировать им свою стойкость.
*
Скромность превращается в порок, когда превращается из "как" в "что".
А это происходит всякий раз, когда она из добровольного свойства превращается
в вынужденное. Но разве кто-нибудь бывает скромным по своей доброй воле?
Человек может мечтать о смирении, но не о скромности, скромность - всегда
извне. Карл Маркс издевался над цензурным уставом, который допускал только
"серьезное и скромное исследование истины":
"Истина так же мало скромна, как свет; да и по
отношению к кому она должна быть скромна? ... Если скромность составляет
характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины,
чем боязни лжи. Скромность - это средство, сковывающее каждый мой шаг
вперед. Она есть предписанный свыше исследованию страх перед выводами,
она - предохранительное средство против истины" (Заметки о новейшей
прусской цензурной инструкции, 1842. Т. 1, с. 6).
Смирение - добродетель, на которую можно спокойно положиться. На смирение
положиться нельзя, оно постоянно превращается во фривольность (что замечательно
описано Грибоедовым: Молчалин скромен и именно поэтому заигрывает с прекрасным
полом, но заигрывает легонько). Не случайно тот же цензурный устав, предписав
скромность, тут же предостерегал от фривольности. Маркс объяснял: "Фривольно
только половинчатое нападение, - такое, которое направлено на отдельные
стороны явления, не будучи достаточно глубоким и серьёзным, чтобы коснуться
сущности предмета; именно нападки на частное, как на частное только, -
фривольны".
Запрещать фривольность, разрешая скромность, - всё равно, что разрешать
отхлебывать чай, но запрещать его проглатывать. Скромность обязательно
перерастает в скромную агрессивность по тому же закону, по которому сжатая
пружина стремится разжаться. Если запрещена вольность, остаётся фривольность.
Если запретить подымать глаза выше женской лодыжки, то лодыжке достанется
полной мере и глазенья, и щупанья.
Скромность всем хороша, кроме того, что она всегда - для другого. Не
только психологически и исторически скромность предписывают те, кто сами
отнюдь не скромны. Это и по логике так: требовать скромности - высшая нескромность.
*
В 2003 году токийский профессор Сусуму Тачи изобрел плащ, в котором миниатюрные
видеокамеры снимают все, что происходит позади человека и передают изображение
на экран - а экраном является весь перед плаща. В результате человеку кажется,
что он видит человека насквозь. Материя невидима. Практическое применение:
перчатки хирурга - врач будет видеть все поле действия. Кабина самолета
- пилот видит полосу во время посадки. Дурацкий опрос: как бы вы использовали
плащ-невидимку, дурацкие ответы, только Виталий Лазаревич Гинзбург, великий
астрофизик, лихо: "Я бы, наверное, хулиганил, разыгрывал бы всех.
А вообще это бред, какой такой плащ? Встаньте во всем сером около серого
здания - вот вам и невидимка!"
Разница между скромностью и смирением - как между серым на сером и прозрачном.
Cкромник - ничтожество, к тому же, притворное, а смиренный - невидимка.
*
СКРОМНОСТЬ КАК ГОРДЫНЯ
Жюль Ренар заметил, что скромность — вид гордыни, наименее раздражающий окружающих людей. Однако, «наименее раздражающий» - всё-таки «раздражающий». Тот же Ренар указал и антипод скромности — иронию. Точнее, самоиронию — ведь иронию Ренар определил как «стыдливость человечества». Стыдливость не может быть обращена на другого. Скромность есть пародия на самоиронию, самоирония без стыда, поддельная. «Ирония не сушит, - продолжал Ренар, отвергая наиболее распространённый упрёк в адрес иронии, - она сжигает засохшее».
|