Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

РИСКОВАННОСТЬ

Риск и склонность к нему (или боязнь рисковать) - ответ человека на принципиальную неопределённость мира. Мир ясен, однозначен и прост лишь для новорожденных и тех, кто хочет быть как новорожденный. Познание что-то объясняет, но обязательно открывает новые горизонты в непознанном. Традиционно это объясняют, сравнивая познание с кругом: знание есть островок в море неведомого. У маленького круглого острова граница, по которой он соприкасается с непонятным, меньше, чем у большого острова.

Неопределённость тем больше, чем больше жизнь - определяя жизнь как состояние диалога с миром. Судьба камня определённее судьбы зайца, судьба зайца определённее - легче просчитываема - чем судьба человека. Если, конечно, человек не сделал себя зайцем.

Человек так привычен к жизни, что не сознаёт, как рискованно его существование. Демагоги призывают не доверять результатам научных исследований, если учёные не гарантируют стопроцентной надёжности. 99,9% недостаточно, подавай последнюю сотую. Демагогия в том, что в обычной жизни человек принимает решения, выступает с уверенными заявлениями, исходя из намного меньших вероятностей. Вероятность того, что жених придёт на венчание - 66,6%. Вероятность того, что жених, пришедший на венчание, любит невесту, ещё меньше. О вероятности того, что брак будет долгим и счастливым, говорить не приходится. Самый самоубийственный (и просто убийственный) жизненный сценарий - пытаться исключить вероятность из жизни. Создадим такой контроль контроля над контролем, чтобы на сто процентов исключить вероятность отравления картошкой, гречкой или фуа-гра.

Учёный отличается - и выгодно - от "обычного человека" как раз тем, что его данные надёжнее. Если уж учёный сказал "доброе утро", значит, оно точно добрее, чем утро слащавого ханжи, который глаз не успел продрать, а уже кричит "Русь святая, храни веру православную". Ты сперва пощупай эту Русь, насколько она святая, пощупай эту веру - насколько она нуждается в хранении и точно ли её надо хранить в национальном меху, а потом выступай с заявлениями.

Жизнь не в том, чтобы исключить невероятное, сомнительное, неопределённое из своего существования. Жизнь в том, чтобы, по возможности, определить степень неопределённости или просто помнить о том, что всё видимое нами - лишь видимость, и - заговорить с видимым и невидимым, с ясным и смутным. Заговорить, а не заговаривать. Спрашивать, слушать, щупать, подставлять бока чужим рукам. Да, это рискованное дело и шампанского лучше пить поменьше, а рисковать побольше, но кто не рискует и не даёт рисковать другим, тот покойник с 99,9-процентной вероятностью.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова