СВЕТЛАЯ СТОРОНА ТЬМЫ
Потерянный кошелёк иногда лежит под фонарём, но чаще его приходится искать там, где темно. Исследование есть путешествие с фонарём, а не путешествие под фонарь. Особенно это ярко проявляется в истории, которая имеет дело с таким специфическим кошельком как человеческое поведение.
В уродливом виде это проявляется в конспирофобии и цинизме, которые изначально ищут потерянный кошелёк там, где темнее всего. Это иррационально уже потому, что люди, даже самые плохие, редко ходят в абсолютной тьме, какой-то свет им нужен. Тайное мировое правительство невозможно не потому, что человечество свободолюбиво и непокорно, а потому что правители всего лишь люди, никто и никогда не сможет создать систему, которая бы обуздала гордыню, погасила конфликты, гарантировала бы сотрудничество – даже во имя мирового господства.
Поскольку истина про фонарь азбучная, постольку иногда, как первым заметил Эдгар По, никто не видит того, что на виду. Необычное отождествляется с редким. Между тем, необычное есть отступление от обычая, но сами-то обычаи явление локальное и, в масштабах вселенной или хотя бы одной планетки, редкая. Восход солнца, любовь, откровение – вещи не редкие, но необычные, и цинизм зря не придаёт им значение.
Ненаучное знание плохо тем, что оно и не на свету, и не в полной тьме. Оно серенькое и поэтому любит контрасты. Если уж оно узнало Бога, то представляет Его либо обычным, но очень большим начальником с большими придурями и большими ресурсами, либо чем-то беспросветно абстрактным и не имеющим отношения к человеческой жизни. Вера в этом смысле очень научна – раз соприкоснувшись с Богом, она ищет Его всюду, и горе верующему, если он боится погрузиться во тьму сомнения или боится войти под свет прожектора.