ПОДОБОСТРАСТИЕ
Подобострастие по буквальному смыслу слова напоминает "сочувствие",
но нет ничего более несхожего, чем сочувствие лежащему перед тобою слабому и желание,
чтобы тебе посочувствовал вышестоящий, сильный мира сего. Сходство разве что в
том, что и сочувствие, и подобострастие - свойства тела, проявляются прежде всего
как движения, очень мелкие движения, но очень значимые.
Поэтому подобострастие очень трудно зафиксировать как текст, но очень легко
зафиксировать как образ - фотоаппаратом или телекамерой. На уровне текста, к примеру,
"державничество" - явление медленное, величественное. В жизни державничество
сочетает в себе замедленность, которую люди привычно воспринимают как знак величия,
бесстрашия, с самым вульгарным подобострастием. Потому что державник всегда хочет
кого-то держать, но не самостоятельно, своё-то бессилие и мелкость он отлично
знает, - а через посредство кого-то сильного. Самодержцы не бывают державниками,
державниками при царях бывают лишь псари, да и то лишь отравленные карьеризмом
и подобострастием.
До революции, к примеру, церковные иерархи в России были в подчинении у самодержавной
власти, но не отличались подобострастием. Они величественно двигались и в церкви,
и во дворце. Большевики это переменили: они ломали архиереев, большинство не сломалось
и было просто уничтожено, а кто сломались - положили начало новой породе. Не только
в православии, но православных такого рода было больше всего просто потому, что
в России большинство религиозных людей - православные.
Такое подобострастно-державническое православие на бумаге остаётся очень величественным,
изъясняется витиевато, с подчинёнными - а в собратьях по вере оно видит исключительно
подчинённых - изъясняется высокомерно и лишь повелениями. Но с теми, кто у власти,
дело иное. Это смотрится очень трагикомично, когда меняется курс власти или сама
власть. "Державнические религиозники" России, к примеру, в 2004 году
изо всех поливали грязью лидера украинской демократической оппозиции, обвиняя
его в том, что он против православия, что он агент западных спецслужб, ватиканский
шпион и т.п. Но вот лидер оппозиции стал президентом, приехал в Москву, был принят
при кремлевском дворе. И придворные религиозники, "парткомовские православные"
забегали. На уровне текстов это не было заметно, а вот по телевизору - очень ярко
проявилось. Телекамеры очень ярко показывали, как патр. Алексий Ридигер, митр.
Николай Гундяев, о. Николай Балашов подобострастно жали руки украинскому президенту
и его приближённым, суетились вокруг них.
Встаёт вопрос: а когда во время богослужения эти же люди двигаются медленно
и величаво - что они демонстрируют? Если бы они боялись Бога хотя бы так же, как
светского начальства, они бы и перед Богом суетились. Но они не суетятся - значит,
они демонстрируют не Богу, а прихожанам, не своё уважение, а своё величие.
Поэтому цивилизованность в поведении духовенства есть сокращение разрыва между
богослужебным и бытовым поведением: и в храме не слишком пыжиться, и вне храма
не превозноситься над безвластными и не лебезить перед власть имеющими.
|