Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

ПЕДАНТИЗМ

Ложь прежде всего и чаще всего проявляется как молчание о правде (почему проповедь правды всегда будет нужна не менее делания правды). Однако, человек не может не говорить. Кто молчит о правде, начинает маскировать молчание речью. Это могут быть скупые слова, сама немногочисленность которых претендует свидетельствовать об их глубине – а на самом деле есть всего лишь проявление пустоты. Но такой приём позволителен лжецам у власти или лжецам-маргиналам. Они выдают себя за мудрых и надёжных молчунов, тогда как они всего лишь бессловесные предатели. Большинство же людей – особенно в информационном обществе – заполняют пустоту избыточными словами.

Одно из проявлений этого - педантизм, когда исследовательские усилия тратятся на изучение маловажного, вторичного, уходят на подготовительную работу. Поскольку мир ноебъятен, постольку любая подготовка может быть бесконечной. Можно бесконечно писать историографию любого вопроса, но это будет патология.

Есть ли риск, прервав изучение трудов предшественников, не заметить что-то важное? Есть, конечно. Риск отчасти смягчается существованием научной традиции, которая ранжирует тексты: плохие забываются, хорошие увековечиваются, делаются обязательным чтением. Тем не менее, вполне исключить вероятность сбоя невозможно. Что ж, приходится рисковать – потому что риск повторить открытие или не сделать открытия всё-таки меньше риска умереть столетним старцем, так и не изучив вполне труды предшественников.

Настоящая трагедия лживости там, где не только в текстах, но в самом существование педантизм убивает живое, вторичное – первичное. Педантичное описание реальности пожирает реальность, начинается педантичное описание педантичного существования. Обычный педант смотрит на вселенную через микроскоп, захвативший власть педант превращает вселенную в микроскоп, который смотрит внутрь себя. Такова была трагедия фарисейства во времена Христа. Жалоба на тех, кто делает второстепенное главным, а главное второстепенным, обнаруживается в Коране. Бунт гуманистов против схоластов был восстанием крестьян и пекарей против тех, кто лишь учитывает количество посеянного и запрещает жать, пока они не подготовят вполне доклад о посеве. А на подготовочку нужно лет триста…

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова