НЕВОЗМУТИМОСТЬ
Спокойствие, выдержанность, хладнокровие
Невозмутимость бывает естественная, бывает поддельная, и ещё неизвестна, какая
лучше. Ведь естественная невозмутимость - это спокойствие силы, а силы бывают
разные до ужаса. Спокойствие великого инквизитора основано на государственном
насилии. Ему и в голову не приходит, что палач откажется поджигать костёр, что
кто-нибудь посмеет его самого притянуть в суд за клевету и оскорбления.
В светском государстве людей с наклонностями великих инквизиторов предостаточно.
Они делятся не беспокойных, нервных и на тех, кто учится имитировать спокойствие.
Научиться-то нетрудно и психологически выгодно. В полемике невозмутимость воспринимается
как признак силы. Во всяком случае, на первых порах. Как и всякий психологический
приём, этот - одёжка, по которой встречают. Однако, момент встречи длится недолго,
и если под невозмутимостью ничего реального нет, то и само спокойствие перестают
замечать.
Так в современном дизайне никелированные поверхности имитируют блеск серебра.
Ещё в XIX веке серебро стоило немногим дешевле золота, и блеск серебра воспринимался
как признак силы и величия. Однако, и серебро с тех пор во много раз подешевело,
да и никелированный блеск всё-таки слишком ярок. Так и деланное спокойствие современных
религиозных фанатиков может ввести в заблуждение лишь на пять минут.
Если голый человек появится на званом вечере и при этом вид будет иметь смущённый,
над ним сразу станут смеяться (не всегда вслух). Если голый человек появится на
званом вечере с видом невозмутимым, как будто бы так и следует появляться нагим
среди одетых, несколько минут он отвоюет, после чего и над ним станут смеяться
- и, скорее всего, прямо вслух, мстя за обман.
Когда человек с невозмутимым видом говорит оппоненту, что тот еретик, он искренне
рассчитывает воздействовать если не на оппонента, то на окружающих:
"Ого, с каким спокойствием поизносится приговор! Наверное,
и с полным правом и с правотой!" Сработает рефлекс прежних
времён: ленивый инквизитор невозмутимо зачитывал приговор от имени
Бога и государства - следовательно, если сейчас кто-то невозмутимо
зачитывает приговор, через него говорят Бог и государство. У кого-то
лишь этот рефлекс и сработает - вот и приобретен сторонник. Только
не слишком радостно будет сосуществование с такими сторонничками.
Люди мыслящие, у которых рефлексы действуют лишь там, где рефлексам
действовать надлежит, не купить показной бесстрастностью, как не
купить и показной страстностью.
*
Экспансивность на Западе считают характерным для русских пороком, неумением
цивилизованно себя вести. Экспансивность как форма агрессивности, конечно,
дурна. Но экспансивность не только агрессивность, как огонь не только пожар.
В Западной Европе цивилизованность отождествилась со взвешенностью, спокойствием
после двух веков кровопролитных религиозных войн. Кроме того, хладнокровие
и до этого (и не только в Западной Европе) рассматривалось как качество
людей, принадлежащих к социальной элите. Уравновешенность, даже неподвижность
воспринималась как проявление таинственной "харизмы", "маны"
человека, который рожден господствовать. "Цивилизованность" сделала
господами всех - всех, кто умел держать себя хладнокровно. Экономический
уклад капитализма давал этому материальную почву более, чем любой другой
строй.
Однако, и в иерархическом обществе хладнокровие часто всего лишь пустая
и очень порочная форма, прикрывающая неудержимое, горячее желание манипулировать
другими людьми, жить за их счет, унижать их, издеваться над ними, своеобразный
садизм аристократии - причинение вреда особо утонченное, ибо причиняющий
вред воздерживается от наслаждения эмоциональным аспектом агрессии. Кроме
того, капиталистическая цивилизация отнюдь не тождественна демократической
цивилизации, и то же хладнокровие, выдержанность часто и в ней оказываются
прикрытием вполне дурных свойств. Хладнокровно потребляют, хладнокровно
убивают, хладнокровно предают. И только не всегда могут сдержать высокомерного
удовольствия при виде того, как предаваемые мучаются, не в силах хладнокровно
же и беззвучно сгинуть.
*
Гинзбург В. Л.О науке, о себе и о других. М.: Наука, 1997. С. 5:
Пример бытовой психологической ошибки: когда Тамм возил революционную
литературу, он был собран, казался спокойным и обыску его не подвергали.
А вот когда он ехал с пустыми руками, обыскали – офицер принял природную
живость за испуг.
|