Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

БОЯЗЛИВОСТЬ

Чувства - всего лишь чувства. Папа Иоанн-Павел II начал своё правление с призыва "Не бойтесь!". Имелось ли в виду, что не нужно бояться натиска грешников на верных сынов Церкви и её догматы или что не нужно бояться церковного руководства? А какая разница: не нужно бояться ни внешних угроз, ни внутренних.

Преемник Войтылы Венедикт XVI всю свою долгую "допапскую" жизнь писал тексты, которые можно свести к одному - и другому - слову: "Бойтесь!" Бойтесь Бога, бойтесь нарушить заповеди, бойтесь мягкотелости и расплывчатости.

Человеческая психика упруга как вода, налитая в прочный пакет: сожми его на одном конце, вода перетечёт в другой. Тот, кто не боится угроз, как раз и боится ничем и никому не угрожающего Бога, боится себя, греха в себе, с Богом несовместимого. Тот, кто боится свободы, не боится строгости, дисциплины (причём и для себя, а не только для других, хотя для других всегда строгости будет больше - ведь их больше).

Боязливость объединяет тех верующих, кто подозрительно относится к светскому миру с его "опасностями", и тех секулярных "либералов", которые подозрительно относятся к религии.

Боязливая религиозность и боязливая антирелигиозность, либерализм вольтерьянского толка, одинаково поверхностны. Они одинаково буржуазны и более всего боятся остаться без денег. Либерализм такого рода ценит деньги за возможность купить и "зачатие в пробирке", и смену пола, чтобы получить отличное образование и продолжать делать деньги и далее, делая попутно аборты. Либерализм без денег существует, но он хочет стать либерализмом с деньгами. Религиозность ценит деньги за возможность "влиять" на неверующих - как будто бы Дух Божий дышит там, где хотят банкиры.

Либерализм - это свободолюбие или демократичность, скрещённые с буржуазностью. Религиозный фундаментализм начала XXI - слепок с этого либерализма, это буржуазный ответ на буржуазную проблему. Буржуа достаточно недолюбливает государство, чтобы держаться от него в стороне, но буржуа недостаточно любит свободу, чтобы держаться в стороне от всякой внешней власти. Буржуазный либерал хочет и либерального римского папу, даже если он атеист или протестант. Он дуется на избрание консерватора.

Любовь к свободе освобождает и от страха, и от бесстрашия. Любящий свободу будет любить её и при консервативном начальстве, как любящий женщину любит её и под дождём. Консерватизм есть попытка океана затопить землю, вернуть всё к упорядоченной плавной гармонии кораллового рифа.

Это не означает, что консерватизм не любит свободу. Кто же её не любит! Но есть свобода набирать ветра в паруса и плыть, а есть свобода наполнять ветром паруса чужие.

Свобода помогать другому есть высшая свобода, творческая свобода, свобода Толстого, Моцарта, Рембрандта, Рафаэля. Именно эту свободу пытается воспроизвести насилие, даже в самых мягких формах. Толстой не тогда был Толстым, когда занимался благотворительностью, которая является самой мягкой формой насилия, а тогда, когда создавал мир Толстого.

Чтобы наполнить чужие паруса ветром, нужно самому стать ветром, а не раздувать щёки и не заставлять других дуть в одном направлении. Если Бога нет, такая свобода невозможна, возможно только мелкие, надоедливые и надеющие свободы мира сего. Но есть Бог, Бог разделивший с людьми смерть и предлагающий разделить с Ним восстание от смерти, и свобода во Христе есть свобода динамическая, свобода Духа, который всегда направлен от Себя к людям, который наполняет человеческие паруса, ибо для того Бог создал человека, чтобы наполнять человека не в неподвижности, а в бесконечном движении жизни.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова