К оглавлению
РИМ, ПАРИЖ, ЛОНДОН
Рим, Париж, Лондон, если рассматривать их как лицо, как личность, вполне могут считаться одним городом. Лица разные, но выражение этих лиц настолько схоже, что отдельные различия перестают восприниматься как важные. Сходство их – в разнообразии, в победе разнообразия над единообразием. Все три города заставляют вспомнить легенды о древних восточных столицах, которые брошены жителями и поглощены джунглями, так что лишь обезьяны скачут, где некогда восседали цари.
В отличие от Амстердама и Нью-Йорка, которые изначально строились для господства закона джунглей (он же закон капитализма, конкуренции, торговли, буржуазности, мещанства и т.п.), Рим, Париж и Лондон изначально первопрестольные города, огромные табуреты, поставленные на берегах рек, чтобы следить за рыбками и ловить, когда придёт время еды. Что же стало с этими табуретами?
Главный римский табурет – форум – просто разрушен. Развалины выставлены на всеобщее обозрение словно голова Голиафа, отрубленная и водружённая на кол для устрашения. Правда, остался Ватикан, преемник императоров: колоннада собора святого Петра – клещи, пытающиеся заграбастать в свою орбиту Рим, но это пустые клещи. Конечно, они пусты не физически – на площади множество туристов. Клещи Петровы пусты, как пустое занятие ловить мелкую рыбу крупноячеистой сетью. В знак победившей буржуазной свободы над городом установлена колоссальная пишущая машинка, которая кажется сделанной из цельной куска мрамора (подобно телефону старика Хоттабыча).
Могли и вечное перо поставить над Вечным Городом. Именно так поступили парижане, сделав символом Парижа Эйфелеву башню. Идею разрушенного форума они довели до эстетического конца, снеся Бастилию начисто и назвав освободившееся место площадью Бастилии. Всевозможные дворцы они набили всевозможным антиквариатом, превратив их в блошиные рынки, где ничего нельзя купить. Извечный вопрос о том, что сначала – яйцо или курица – они решили, превратив два омерзительных яйца деспотизма в туристические комплексы. Одно – на левом берегу Сены, купол Инвалидов, под которым выставлен на всеобщее обозрение замечательный русский саркофаг, в котором как в кащеевом яйце лежит мёртвый Наполеон.
Другое яйцо галльский петушок оставил на правом берегу Сены: купол Сакре-Кёр. Этот как бы христианский храм не только напоминает загадку про курицу: «Сидит аллах на белых горах». Это по сути вовсе не белое яйцо, а красное, потому что поставлен храм после разгрома парижской коммуны в Бельвиле, который был самым пролетарским, сопротивлялся до последнего и который войска зачищали словно вражескую страну. Логично: воскресение Христа увековечено в яйце, которое белое внутри и кровавое снаружи, антихристианская расправа увековечена яйцом, белым снаружи и кровавым по внутренней сути. Да и не по сути, а по интерьеру собор вполне не французский, а византийский: победивший деспотизм всюду тяготеет к одному пышному и бесчеловечному стилю.
Англичане же поступили оригинальнее парижан и римлян. Разрушать, конечно, и они разрушали, и головы королям и королевам отрубали, и Тауэр стоит как высосанное яйцо. Однако, налицо живой король с огромным королевским дворцом в центре города. Роскошные королевские парки. Мы жили на окраине Кенсингтонского парка, это на западе города, у вокзала Паддингтон, и от двери гостиницы до парка было всего пять минут. Какая была радость выйти после завтра, запасшись булочками, и покормить лебедей в пруду. На одной из фотографий запечатлён этот волнующий момент: любимая женщина кормит лебедей, а любимую женщину фотографируют японцы, которые, конечно, уверены, что поймали английскую леди за её любимым утренним занятием. Впрочем, и англичанину спутать мою любимую женщину леди нетрудно.
В парке Кенсингтонском, как и в других, множество зверушек. В основном, конечно, утки, но какие же причудливые и разнообразные утки. Между зверушками и гуляющими невысокая проволочная загородка. Совсем как ограда между Букингемским дворцом и Лондоном. Бедная монархия! Её опустили до утки для развлечения нас. Впрочем, сама виновата: ограду-то монархи себе выстроили сами, в отличие от уток.
* * *
Рим, Париж и Лондон когда-то были обнесены стенами. Чтобы увидеть, как это было, достаточно съездить в Таллин, который по своей провинциальности был такой нищий, что и стены не снесли. Они не мешали торговле, поскольку торговля была в Риме, в Париже, в Лондоне. Тем не менее, Лондон, Париж, Рим (как и Москва, кстати) больше похожи друг на друга и на Таллин, чем на Амстердам или Нью-Йорк, в которых стен никогда не было. Стены оставили грандиозные рубцы и общую кольцевую схему. На смену стенам, которые защищали от внешних врагов, пришли ещё худшие рубцы: прямые широкие улицы, по которым так замечательно движутся войска для подавления врага внутреннего. По Москве – всего лишь в 1993 году, и назвать это «в последний раз» язык не поворачивается. Более всего улочек узких, на которых так хорошо сооружать баррикады, сохранилось в Лондоне. Даже широкие улицы в нём закруглённые, так что в целом всё напоминает то ли клубок шерсти, то ли тарелку спагетти.
Шрамы шрамами, но Лондон, Рим и Парижпотому могут быть названы городами (столицей любую дыру назвать можно – вон, Вашингтон: прекрасная, белая-белая дыра, но ведь не город), что попытки государства зажарить городскую свободу на решётке улиц словно мясо на решётке барбекью были горожанами побеждены. Особенно это заметно в Риме, где власть и город побеждали друг друга многократно. Сюда едут смотреть на архитектурные безобразия власти – античной, церковной, фашистской. Живут здесь несмотря на эти безобразия, вокруг них, а иногда и внутри них. Так джунгли заполняют брошенный город. Власть ведь стремится к чему: разъединить людей. А люди не для того приезжают в город, чтобы жить как прыщ на щеке. Уединение среди толпы и в деревне есть. Горожанин не одинок среди толпы, горожанин и есть толпа. Власть хочет такой широкий проспект, чтобы толпа рассосалась; такие магазины, чтобы вместо людей были только разрозненные покупатели. Вообще, власть проектирует городские улицы в расчёте на женщин и детей, а мужчина, по её мнению, должен как фотон переноситься из дома до работы и обратно. По улицам имеют право бегать дети, если нет занятий, матери идти в магазины и обратно и прогуливаться с колясками. Идеальный город – конвейер, и в нём всё прямоугольно и повторяется.
Римляне, лондонцы и парижане благополучно весь этот конвейер сорвали с катушек и закрутили так, что в город вернулась свобода. Свобода ведь не там, где свободное пространство, а где свободный человек, а человек свободен там, где поддерживает свободу с другими людьми. Для свободы идеальная улица не слишком широка, и не очень прямая (почему Пётр, когда сделал Петербург сильно увеличенным Амстердамом, благополучно превратил карася в порося: в Амстердаме любой дом в два раза шире улицы, на которой стоит, и в Петербурге было предписано улицы делать ширины в два раза большей, чем самый высокий на оной улице дом). Свобода, где квартал со всеми кафе, магазинчиками, лавочками не очень большой, где получается знать соседей.
Технически и в Москве нетрудно сделать такие кварталы, но власть упорно лепит колоссальные дома, чтобы политическая разобщённость была закреплена технически. А вот в Париже, Риме и Лондоне шрамы всевластья словно кипящей пеной прибоя залиты мелкотой – коммерческой, туристической, мещанской, буржуазной, всякой. Да, встречаются отдельные язвы – особенно римские барочные храмы, зияющие пустоты христианства (впрочем, парижские и лондонские храмищи тоже не переполнены, но без барокко это не так бросается в глаза). Кто хочет, может благополучно спрятаться в эти пустые раковины и оттуда любить ближних до самопожертвования. Кто не хочет в раковину, тому есть где пива, вина, кофе выпить, где поесть, где поговорить с соседом, где пройтись по магазинам. Римский, лондонский, парижский (не говоря уж об амстердамском) шоппинги особенно обнажили свою демократическую сущность, когда в Москве шоппинг превратился в подобие первомайского большевистского парада: никаких мелких магазинчиков, сплошь супермаркеты, где все маршируют словно на Красной площади. |