Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПОСЛЕ 2001 ГОДА

К оглавлению

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ

*

В XIX веке интерес русских к католичеству объясняли обычно тем, что католичество привлекательнее для людей образованных. Однако, благодаря «ренессансу» начала ХХ века, скорее уж русское православие привлекательнее – плоды римо-католической теологии не популярны за пределами родного сада.

Вспоминается Оруэлл, который так объяснял случаи обращения в католичество английских интеллектуалов в 1920-е годы (Честертон, Во, Холлис, Эллиот): «Их манила церковь, обладающая во всём мире своими организациями, дисциплиной, власть и авторитетом». Англиканство Оруэлл назвал «религиозным аналогом троцкизма» (Оруэлл, 2003, 78).

Если догадка Оруэлла справедлива, то большого различия между русскими интеллектуалами, которые после 1990 г. пришли к католичеству, и теми, кто пришёл к православию, нет. На первом месте была потребность чем-то заменить КПСС с её универсализмом, дисциплиной, властностью. Остальное – оттенки. Трагизм России в том, что русское католичество – как и русский ислам, русский иудаизм, русский протестантизм – в политическом отношении так же густо политизирован и в том же самом духе, что и Московская Патриархия.

Впрочем, политизированность – характерная черта не только русской религиозности, но и того фундаментализма, который набрал силу в начале XXI столетия и который претендует контролировать политическое поведение верующих, маскируя свою политизированностью заботой о нравственности общества и его благе.

Если бы начальник России был католиком, поменялись бы фигуры у трона, но не религиозная атмосфера. Просто на месте храма Христа Спасителя стояла бы копия собора святого Петра, и толпы страждущих шли бы лобызать не мощи блаженной Матроны, а статую Лурдской Богоматери. По всем живым проблемам – миссия государства, отвержение современного общества, кроткое отношение к войне и смертной казни, восторженное – к цензуре, государственному финансированию и катехизису в школах, непримиримое - к абортам – католическая иерархия занимает те же позиции, что иерархия Московской Патриархии.

Коммунист считал богом Сталина, дьяволом Гитлера, но ведь Ватикан считал Сталина дьяволом, а Гитлера если не богом, то единственным героем, способным победить Сталина.

«Интерес к католичеству» в этом смысле вовсе не есть признак особой культурной или политической ориентации, а проявление неизбежного статистического разброса при выборе общины.

Конечно, это не означает, что среди русских католиков нет нормальных, не политизированных христиан. Таковые есть в любой религии России, но в любой они составляют меньшинство.

*

2010 год. Замглавы администрации президента Александр Беглов впервые публично употребил выражение «церковная вертикаль» для обозначения места МП в государстве. Контекст был милитаристский: Беглов руководил совещанием в станице Генераловка, обсуждая создание в Омской губернии новых «казачьих станиц» с придаными им военными священниками.

*

Н.Покровский позволил себе в абсолютно академической статье фельетонный выпад против православизации: "В постсоветское время возник и набирает силу бурный поток всевозможных книг по ставшей модной и карьерно выгодной тематике истории православной культуры. Появилось большое количество очень скороспелых «теоретических» «культурологических» работ крайне низкого профессионального уровня, авторы которых слишком часто не знают ни основных источников, ни предшествующих фундаментальных исследований" (2001).

Сдержанно по форме, ядовито по содержанию окончание его статьи о роли Церкви в завоевании Сибири: "Нам довелось наблюдать, как енисейские староверы, давние знакомые новосибирских археографов, с крушением советского режима быстро попытались возродить интенсивное фермерское хозяйство - и как столь же быстро эти попытки были задавлены постсоветской бюрократией" (2001).

*

*

Православизация не есть православное явление, а есть лишь православный вариант симбиоза религии и государства. Могла бы быть "католизация" или "баптизация". Например, во время массовых гонений на Свидетелей Иеговы по всей России, в Ростовской области на суде против Свидетелей выступили римо-католический священник Михаил Нуцковский и баптистский пастор Иван Аханов. (В 2002 г. настоятеля римо-католического прихода в Ростове тайная политическая полиция выслала из России, заявив, что приход будет закрыт). Об этом рассказал на Рождественских чтениях 2010 г. православный священник о.Тимофей Фетисов, председатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Управлении Минюста РФ по Ростовской области. Фетисов отметил, что Нуцковский и Аханов выступили "по настоятельной просьбе" Московской Патриархии.

Воронежский священник Евгений Лищенюк с гордостью доложил на том же слёте, что в его области Московская Патриархия через чиновников препятствует попыткам вышедшему из её состава священнику и прихожанам приобрести землю для строительства церкви. По инициативе Московской Патриархии пожарное управление Воронежа вынесло предупреждение Вальдорфской школе за несоблюдение норм пожарной безопасности.

Наивное бесстыдство, с которым МП хвастается нарушением законодательства, помогает увидеть механизмы "мягких репрессий". Косвенное давление - через пожарные и земельные службы. Шантаж: если не будете соучаствовать в наших преступлениях, ваши собственные священники будет высланы (в Польшу), а приход подвергнется такому же давлению, как Свидетели Иеговы. Впрочем, компромисс, на который пошли католики и баптисты, не означает, что после расправы со Свидетелями и Вальдорфом система не обрушится на них. Те, кто пошли на компромисс с преступниками, лишь продлевают свою агонию ценой нравственного разложения.

КАК НОРМАЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТНОСИТЬСЯ К ПРАВОСЛАВИЗАЦИИ

Между рабством и свободой нет симметрии. Симметрия есть между рабом и рабовладельцем, если оба не страдают по свободе. Смысл страдания, возможно, лучше всего обнаруживается "от противоположного". Нет ничего опаснее и страшнее людей, избавившихся от страдания ценой избавления от человечности. Большевики не страдали от того, что убивали и угнетали людей. Они были безразличны к своим жертвам.

Диссиденты страдали от того, что не были безразличны к большевикам как к людям и не могли не разделять некоторых идеалов большевизма - стремления к справедливости, например. Понятие справедливости страшно искажается деспотизмом, но всё же остаётся благим понятием. Те "борцы с режимом", которые просто ненавидели большевиков, обнаруживали тем самым собственную глухоту к проблеме справедливости.

Когда после истлевания коммунистического идеала в роли идеологии стали использовать православие, драма усугубилась - должна была усугубиться. Ведь и теперь оставалось общее у "допущенных к столу" и "стремящихся быть допущенными к столу" (Искандер), "ликующих, праздноболтающих, обагряющих руки в крови" (Некрасов) - и у тех, кто сопротивлялся засасывающему болоту несвободы. Только теперь общим была не идея, а Христос.

Драгоценная асимметрия: людям несвободного духа было наплевать на то, что их враги исповедуют их веру. Они решали эту проблему просто: не веру исповедуют проклятые, а лишь видимость веры. Они не единоверцы, а кощунники, потому что извращают веру тонкими либеральными извращениями. Переживать тут не из-за чего, тут давить надо. Люди же, любящие свободу, должны переживать из-за того, что враги свободы исповедуют того же Христа. Те, кто легко решает эту проблему: мол, "они" - всего лишь ханжи, суеверы, манипуляторы религией - показывают поверхностность своего свободолюбия и редко бывают не диванными, а реальными работниками свободы.

 

ПРИХОЖАНЕ И ПОЖЕРТВОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОТАЦИИ

 

Ценная, хотя и косвенная информация о церковных финансах. Благочинный Балашихинского округа Московской епархии протоиерей Николай Погребняк приветствовал снижение платы за отопление церквей: "Даже летом с прихода берут по 40 тыс рублей в месяц — для прихода это очень большие деньги" (ИТАР-ТАСС, 24.6.2009). Власти Подмосковья будут компенсировать Московской Патриархии часть платы за газ (8 млн. руб. в год - четверть миллиона долларов).

"Очень большие деньги" - видимо, прихожан менее тысячи человек. Пожертвовать сорок рублей в месяц на отопление - легко. Конечно, предположить, что прихожан - тысяча, это некоторое издевательство. Любой, кто зайдет в подмосковный храм на воскресную службу, увидит не более двухсот человек. Пожертвовать двести рублей в месяц на отопление - это уже, действительно, большая сумма, ведь отопление составляет менее пятой части общих расходов на содержание храма и духовенства.

 

*

Хороший образец лукавства: "Православный мир" существует на ваши пожертвования". Типа "храм Христа Спасителя построен на добровольные пожертвования православных". Как в моем любимом анекдоте времён Гражданской войны: деликатес "конина с рябчиком". Состав: "поллошади, полрябчика". Попытки проследить процент денег из госказны пресекается в принципе: во-первых, это секрет, во-вторых, не из госказны, а от промежуточных звеньев-фондов, в-третьих, хоть бы и из госказны, государство имеет право финансировать любящих государство!

А убери госфинансирование - и станет даже меньше православных, чем было в 1974-м году, ведь и в 1974-м было государственное финансирование, особенно (как и сейчас) по линии МИДа-контрразведки. Т.е. реально в Москве сейчас пять-шесть тысяч православных (меньше, чем кришнаитов, думаю, не говоря уж о протестантах), остальные - пчёлы, летящие на сахар и производящие соответствующий фальш-мёд. Конечно, и на "правмире" можно сыскать пару православных. Может, даже троих... Ну, два и три четверти... Конечно, сказанное относится к православных всех оттенков - на сахар падки и образованные, и необразованные, и черносотенцы, и интеллектуалы...

 

МП И МИЛИТАРИЗМ

"Состоялся вертолетный крестный ход, приуроченный к 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 08 мая 2009 г. С 23 по 25 апреля 2009 года состоялся паломнический перелет на четырех вертолетах Robinson R44 по монастырям и местам боевой славы Центрального федерального округа".

За казённый счёт - час полёта одного вертолёта стоит несколько сотен долларов, если не тысяч.

ОРВЕЛЛОВЩИНА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ КОММУНИЗМА К ПРАВОСЛАВИЗМУ

Переход от коммунизма к православию осуществлялся при жёстком условии: не отрекаться от коммунизма, осуществить плавное превращение Маркса в Христа, интернационализма в изоляционизм, европейских идеалов свободы (которые всё же и в марксизме – идеалы) в идеалы казарменные.

Переход был плавным, но на последней, решающей стадии (в 2000-е годы) достаточно быстрым. Что привело к ситуациям, достойным Орвелла. Например, режиссёр В.Тодоровский снял фильм «Стиляги», но в ходе съёмок «стало ясно: вся музыка, которую слушали стиляги, была заграничной, а делать российскую музыкальную картину на основе старых американских песен в наши дни было бы нелепо. В итоге у нас и возникла идея использовать в фильме русский рок 80-х – начала 90-х годов» (Антенна, №2, 2010, с. 36).

Быть точным, верным правде – «нелепо». Лепо то, что на сегодня объявлено правдой. Окончательное расставание красоты и истины, превращение красоты в красивость. «Лепо» было бы сделать стиляг православными, которые выступают против коммунизма, поют акафисты, ходят в лаптях и армяках и именно за это подвергаются гонениям от советской власти.

Институт научного атеизма менял названия, менял идеологию, но не сотрудников и не дух. Представляя антологию работ института (ставшего кафедрой Российской академии государственной службы) В.Шмидт сказал:

«В антологию вошли лучшие работы, изданные крупнейшим центром отечественного религиоведения - Институтом научного атеизма - Институтом религиоведения Академии общественных наук при ЦК КПСС - кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС за 45 лет».

Шмидт не скрыл, что тексты подверглись даже не цензуре, а переписыванию в новом духе, но оправдал это, назвав «деликатной литературной правкой»:

«Переиздавая статьи весьма известных и уважаемых авторов, мы не исключали того, что содержание многих из них может вызвать непонимание и даже разного рода критику, поскольку во всех сферах жизни того времени господствовала марксистско-ленинская идеология, а в литературе, в частности, использовалось большое количество выражений типа "социализм превратился в мировую систему", "поступательность социализма и коммунизма", "возвышение мировой системы социализма и возвышение марксистско-ленинской идеологии"... В связи с этим мы приняли решение о необходимости внести "деликатную" литературную правку, не затрагивая при этом ни идей, ни методологии».

* * *

ПУСТЬ БЕСНУЮТСЯ!

При Хрущёве, когда в Россию стали допускать иностранцев, появился анекдот.

Прибегает к директору колхоза парторг:

- Петр Иванович, завтра к нам привозят французскую делегацию показать образцовое социалистическое хозяйство!

- Ё-моё!! Пьяных механизаторов протрезвить... навоз убрать... Технику помыть... Коров подкормить... Нет, не успеем. Ну и ладно! Пущай клевещут!

Теперь этот анекдот надобно рассказывать так:

- Владыко святый, завтра к нам привозят константинопольского патриарха показать образцовое православное хозяйство!

- Святые угодники! Православных политтехнологов протрезвить... студентов на крестный ход у мэра выпросить... Икону Сталина из алтаря убрать, а она тяжёлая... Нет, не успеем. Ну и ладно! Пущай беснуются!

 

МП И ДУМА

20 мая 2009 года российская Дума ратифицировала Европейскую социальную хартию.

Руководство Московской Патриархии выразило недовольство и вызвало «на ковёр» виновных. Руководству не понравилось, что Европейская социальная хартия обязывает ввести в России ювенальную юстицию в судах и сексуальное просвещение в школах.

8 июля 2009 года делегация думской фракции партии «Единая Россия» явилось к патриарху Кириллу и стало объяснять, что подозрения и обвинения беспочвенны. Европейцы, оказывается, слишком полагаются на человеческую порядочность и поэтому выражаются вежливо, не по-военному. В результате Хартию можно перетолковать так, что никаких просвещения и юстиции вводить не придётся. И перетолковали.

Впрочем, европейцы не такие уж вежливые или тупые. В принципе невозможно составить такой текст, который нельзя было бы перетолковать. К тому же Европейская хартия не предусматривает никаких наказаний за своё перетолкование или извращение, никакой суд её не охраняет, так что Хартия оказывается чем-то вроде российской конституции.

Встреча депутатов с патриархов привлекла внимание, потому что встреча оказалась верхушкой айсберга. Оказывается, все последние годы духовенство Московской Патриархии активно посещает Думу (а это в российских условиях – огромная привилегия, далеко не всем доступная), участвуют в круглых столах, парламентских слушаниях, входят в экспертные советы при разных комитетах Думы.

На будущее определили и того больше: «Мы договорились о том, что будем представлять патриархии план законопроектной работы Госдумы, и по всем вопросам, вызывающим хотя бы малейшие сомнения, проводить предварительные консультации, чтобы избежать взаимного недопонимания» (Андрей Исаев, председатель  комитета Госдумы по труду и социальной политике).

Алармистски настроенные антиклерикалы скажут, что налицо клерикализация. Духовенство берёт на себя функции комиссаров, политруков. Однако, полезно помнить, что политруки имели право расстреливать офицеров, священники же Московской Патриархии пока не имеют права расстреливать думцев или хотя бы работников муниципальных служб. Впрочем, в последние десятилетия Советской власти политруки тоже были лишены права расстрела и были даже довольно беспомощными декоративными фигурами – так что некоторая аналогия с духовенством небезосновательна.

Социолог Дмитрий Орешкин так оценил хождения депутатов на ковёр к патриарху: «Единороссы пытаются посредством такого общения с патриархатом придать своим законодательным инициативам внешний эффект с точки зрения морали. Это, безусловно, пиаровский ход» («Время новостей», 10.7.2009).

Учитывая аморальность, господствующую в российском общества, оценка вряд ли справедливая. Никто на думцев внимания не обращает. Более того: скорее, хождение в Патриархию, если бы о нём сообщили, к примеру, по первому телеканалу, вызвало бы именно взрыв антиклерикализма. Большинство населения хочет вертикали власти, но всё время на эту вертикаль ворчит. Не на думцев – эти просто не в счёт, это ржавчина на вертикали власти. На духовенство ворчат – эти хоть какой-то реальной властью обладают, могут хотя бы к Причастию не допустить. Правда, к Причастию пытаются подойти меньшинство тех, кто называет себя православными, и абсолютное меньшинство тех, кого провозглашает православными церковное руководство.

Ворчание на вертикаль власти отнюдь не означает оппозиции. Драма в том, что большинство жителей страны против сексуального просвещения в школах и, если поймёт суть ювенального правосудия, будет против него. Потому что суть ювенального правосудия – в гуманизации. Это своего рода судебная педиатрия. Незавидна её судьба в стране, где не считается грехом насилие над детьми – от подзатыльников, порки, битьём палкой и до оскорблений и обзываний до, страшно сказать, просто убийств родных детей.

Впрочем, ювенальная юстиция находится на периферии общественного (да и церковного) внимания. Другое дело сексуальное просвещение. В Святой Руси ещё больше нет секса, чем в большевистской. «Народ» твёрдо отстаивает святое неведение, викторианский (он же сталинский) запрет на любые упоминания секса и т.п. Все смешалось в доме православных. О Боге надо (и легче) говорить в семье, но в семье об этом говорить стесняются и хотят, чтобы Бога преподавали детям наравне с гипотенузой и катетами. О сексе надо (и легче) говорить в школе, но этого стесняются и хотят, чтобы секс преподавали в семье – преподавали молчанием, матерной бранью и личным примером, который сводится к одному: хочешь секса – манипулируй ближними и дальними.

Появление сексуального просвещения в школе нанесёт российской версии православия очень большой ущерб. Человек, который в период полового созревания получит информацию о сексе, получит навык анализа той бури, которая в нём бушует, узнает, что главное в сексе – умение говорить и слушать, - такой человек не пойдёт в монахи со школьной скамьи, а если и пойдёт, то не будет легким объектом для манипуляций со стороны церковного руководства.

Сексуально неграмотный человек легко становится сексуально нездоровым и, увы, у такого человека и религиозная жизнь становится нездоровой. Это не означает, что всякая вера – результат сексуального нездоровья, это означает, что то ханжество, та агрессия, которые сегодня задают тон в российском православии, в огромной степени обусловлены именно внерелигиозными,  патологиями – именно сексуальными. К атеистам, кстати, это тоже относится. Кстати, когда атеисты рулили русской школой, сексуальное просвещение тоже было строжайше запрещено. А вот отец Александр Мень при первой возможности – в 1988 году – инициировал перевод и благословил публикацию французских детских пособий по сексуальному просвещению. Он-то заканчивал не духовную академию, а биологический факультет, а что ещё важнее – был священником Бога живого, а не священником с намордником на лице для своего начальства и в руках – для своих подчинённых.

Будет урон и от ювенальной юстиции – ведь её цель прежде всего сохранение ребёнка в семье. А ханжам и государственным религиозникам легче работать с несвободными людьми – в том числе, с ребёнком в детдоме, в приюте, с ребёнком в тюрьме или в концлагере. Тут и отчитываться либо вовсе не надо, либо – перед своим братом-чиновником, а не перед родителями.

Борьба Московской Патриархии с европейской – да и с общемировой – культурой достаточно лукава. Ведь приходы Московской Патриархии разбросаны по всему миру. Но никогда в Швеции или в США патр. Кирилл и его уполномоченные не посмеют выступить против ювенальной юстиции или сексуального просвещения в школах. Не потому, что их репрессируют – просто все прихожане (да и священники из местных) выпучат глаза, пожмут плечами и удалятся к православным грекам, болгарам и т.п., у которых тоже своя диаспора и свои приходы. Так что на паях с Кремлём защищают не Православие – защищают «суверенное православие», особо приготовленное блюдо для потребления внутри России. Ох, как бы на Страшном Суде не вознаградил Создатель таких ревнителей каким-нибудь «суверенным раем», «исконно русскими небесными блаженствами», в сравнении с которыми и вечный огонь покажется вентилятором.

 

МП И МИД

Священник Московской Патриархии отозван из заграничного прихода в Россию. Огорчён. Собрат его утешает – мол, Промысел Божий. «Да, да, конечно… Но там-то хотя бы Промысел Божий с человеческим лицом» (Ардов М. Мелочи архи… прото… и просто… иерейской жизни. М., 2008. С. 517).

*

Митр. Кирилл Гундяев назвал "бредом" сообщения о том, что режим Хусейна устраивал льготы на торговле нефтью для МП. Его зам. В.Чаплин детализировал: "Солидарность нашей Церкви с народом Ирака ... никак не связана с какими-либо меркантильными интересами". Р.Силантьев, секретарь "межрелигиозного совета при президенте" (объединение религиозной номенклатуры вокруг МП) заявил, что представители РПЦ не вели о торговле нефтью никаких переговоров (Радонеж, №142/1, 2004). Правда, на прямой вопрос о том, как же быть с льготами от Хусейна МЭС, частью акций которого владеет МП, Чаплин ответил: "Это коммерческая организация, которая совершенно самостоятельна в своей политике. Деятельность ее никак не влияет на выработку позиции Церкви" (Известия, 29.1.4). Бог тоже мог бы заявить, что за все человеческие проблемы отвечают обезьяны - совершенно самостоятельное звено в процессе творения человека. Феодализм: вассал моего вассала - не мой вассал...

Еп. Феофан Ашурков после поездки в Ирак накануне войны (НГ-религии, 2.4.3): "Когда говорят, что Ирак - страна диктатуры, это не совсем верно. Христиане свободно живут в Ираке. ... Сами события 11 сентября - это следствие определенной политики руководства" США. В "Руси Державной" он откровеннее: "А где гарантия, что страна, которая называется Россией, в какой-то момент тоже не понравится сверхдержаве?" (№106, апр. 3). Тут же заявление Патриарха: "солидарность российских верующих с иракским народом". Ашуркову иракцы обещали защищать родину "до последней капли крови". Слава Богу, обманули!

Куда конь с копытом... "Нефть не стоит крови", - так вслед за Папой, Патриархом и Ашурковым обличил американцев С.С.Бычков (Моск. ком., 14.3.2003).

*

Митр. Иларион Алфеев в интервью ватиканскому агентству "Зенит" (ноябрь 2006 г.) заявил, что примат чести в Церкви даётся по политическому признаку, поэтому он был дан сперва Риму как столице, потом Константинополю, а теперь Московский Патриархат - крупнейшая православная церковь, в нём 160 миллионов членов. Прямо не высказано, но напрашивается вывод: "И примат чести в Церкви теперь принадлежит патриарху Московскому". 160 миллионов - в четыре тысячи раз больше хлестаковских "сорока тысяч курьеров".

*

Полпред президента Георгий Полтавченко заявил, что проект "Просите мира Иерусалиму" - проведение дня молитв о защиту христианских святынь Палестины - должен включать в себя моливу за Ирак, потому что "в Ираке тоже есть общехристианские святыни" (Новое время, №14, с. 6, Туманов). Видимо, имеется в виду Вавилонская башня.

ПРАВОСЛАВИЕ ОТДЫХАЕТ

Патриарх Кирилл в июле 2009 г. съездил к патриарху Константинопольскому Варфоломею и получил у него разрешение открывать в Турции храмы со службой на церковно-славянском языке. Ясно, что в эти храмы будут ходить русские, отдыхающие на турецких пляжах. Доход будет – это хорошо. Доход будет в свой карман – очень хорошо. Правда, вряд ли русские туристы ходили в греческие храмы, так что и с греков не убудет. А вот что жаль: отпуск богатого человека (а в России человек, который может поехать на турецкий курорт – богатый человек в сравнении с основной массой) это прекрасная возможность расширить свой кругозор. Сходить в храм православный, но с непривычным языком, непривычными песнопениями. Изменения внешние, но они часто помогают  обновить свои отношения с Творцом и Церковью, с новой точки зрения взглянуть на ставшее привычном чудо веры. Увы, там, где пекут специальное православие для отдыхающих, там православие отдыхает.

 

ДОТАЦИИ КРЕМЛЯ

*

Москва, Шоссейная, 76 - трехэтажный дом отдают Николо-Перервинскому монастырю под приют для детей. Мэрия оплачивает восстановление особняка, содержание, нанимает учителей из числа прихожан монастыря, с обучением в православном духе. При этом общее число детей - 30 человек, от младенцев до 18 лет. Деньги - от продажи квартир в Куркино (Московский комсомолец, 25.12.2001).

*

Бывший инструктор Ленинградского обкома КПСС Евгений Лобанов в 2004 г. объявил, что берётся восстановить храм Светлого Христова Воскресения у Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге. Половина средств, по его признанию, будет взята из государственной казны. "Меня нельзя назвать верующим человеком, но мне нравится бывать в церкви, и я уже могу наложить на себя крестное знамение перед иконой", - сказал он (http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=27870&cf=).

ВКЛАД ЭЛИТЫ

Валерий Гергиев, руководитель питерского Мариинского театра вместе с мэром Москвы (и на деньги москвичей, очевидно) проводит "пасхальный фестиваль" с призывом: "Не надо стесняться того, что мы живем в православном государстве" (Известия, 5.4.2).

30.4.2 в "Известиях" же директор фестиваля Эдуард Боярков поясняет: Лужков и Гергиев встретились в Париже, договорились о фестивале. В отличие от фестиваля Спивакова - который лишен "идеологии", гергиевский - христианский. Гергиев (осетин) "вырос в среде христианских ценностей, его семья соблюдает православные обряды. Еще одна наша жёсткая программная заявка - на фестивале звучит только русская музыка". Вот нацизм, и где! Причем, видимо, Гергиев не христианин - он подчеркнул в своем интервью, что "осетин", но все же... Патриарх разрешил проводить выступления хоров в храмах между службами.

*

Сергей Алексеев, литератор из сплочённой когорты во главе с Д.Володихиным,учредил термин "христианский реализм", в точности копирующий "социалистический реализм": "Это художественное изображение реальности в соответствии с христианскими представлениями" (Политический журнал. - 4 июня 2007 г. - С. 115). Объявлены классики христианского реализма: Честертон, Бёлль, Грэм Грин. Толкин и Льюис не удостоены - фэнтези. В России - Лесков и Достоевский. Булгаков - ни в коем случае ("весьма слабая связь с христианским мировоззрением"). Зато ныне - много: Хаецкая, О.Елисеева, Д.Трускиновская, Д.Володихин, Ю.Максимов. Причём, если Толкин за фэнтези отвергнут, то Володихин, напротив, удостоен похвалы за перенос "методов христианского реализма на вполне рациональную в остальном научно-фантастическую реальность".

Ещё одна дама из обоймы православистов: Елена Хаецкая. Автор многочисленных "православных фэнтези". В интервью Дм.Володихину, работающему и в жанре "фэнтези", и в насаждении православизма, она так ответила на вопрос "Каким бы Вы хотели видеть будущее России": "Если уж мечтать... то мне нравится Россия, похожая на храм Христа Спасителя в Москве: большая, богатая, мощная, единая, полная любви, красоты, плывущая по Вселенной, как великолепный корабль" (Политический журнал. - 4 июня 2007 г. - С 114).

Вспоминается, что до революции храм Христа Спасителя звали "чернильница" - были такие чернильницы с крышечкой из латуни в виде купола. Россия, похожая на храм Христа Спасителя: неумелая имитация, выстроенная на вымогательстве, жадности и неверии.

*

В России Учебно-методическое объединение вузов России по теологическому образованию возглавляет ректор МГУ им. Ломоносова профессор В. Садовничий. Декан кафедры теологии Российского государственного социального университета Светлана Зубанова заявила 12 октября 2007 на пресс-конференции в правительственном информационном агентстве, что, если не добиться государственного признания теологии как основания для присуждения докторской степени, нельзя добиться "воспроизводства кадров". Она признала, что трудности с трудоустройством у выпускников с такой специальностью будут. Её поддержал зам.декана социологического факультета МГУ профессор Игорь Рязанцев (декан этого факультета много лет пропагандирует православие самого фундаменталистского толка). В качестве примера Зубанова привела попытку "атеистов" не допустить строительства храма при её университете - юрист "с православным уклоном" сумел защитить храм. О том, будет ли при университете возведена мечеть, она умолчала.

"Российский государственный социальный университет" - это бывшая Высшая Партийная Школа. ВПШ лишилась здания и юридического статуса после запрета КПСС в августе 1991 года, но уже через три месяца - 25 ноября 1991 г. - правительство выдало коллективу новое название и новое здание (старое получил приближённый Ельцина Юрий Афанасьев под Российский государственный гуманитарный университет). Правительство выделило деньги, военные выделили имущество. Университет посвятил себя "социальной науке" (что это такое, на сайте ВУЗа не объясняется). В 2004 г. реванш закончился: РГСИ получил здания Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС - когда-то это было здание Коминтерна. Коминтерн до своего закрытия в 1939 г. был центром коммунистического международного терроризма. Теперь тут, видимо, будет центр международного православного энтузиазма.

*

Один из источников православизации - господство в России цинизма. Например, Анатолий Красиков, бывший партийный пропагандист, специализировавшийся на церковной тематике, объясняя, почему МП приняла поддержку государства, писал в 2007 году: "Какая Церковь, будучи на месте РПЦ, повела бы себя по-другому?" (А.А. Красиков. "Русская Православная Церковь. От "службы государевой" к испытанию свободой" // Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. М.; СПб.: Летний сад, 2007, с. 215). Ему вторил публицист Р.Лункин: "РПЦ МП ведет себя аналогичной любой американской протестантской Церкви, кандидат которой выиграл выборы, – только масштаб другой, народ диковат и выборов нет" (Лункин Р. Не виноватая я // portal-credo.ru, 2007). Разумеется, такое сравнение не просто "хромает", оно является чистой фальсификацией - никакая "американская протестантская Церковь" (не вполне ясно, о какой деноминации говорит Лункин) никоим образом не получает ни малейших привилегий в случае победы на выборах кандидата, входящего в неё. "РПЦ МП нашла союзника в лице государства, потому что другого большого и сильного союзника у нее в этой стране нет и, видимо, в ближайшее время не будет", - декларирует Лункин, даже не рассматривая возможность того, что "союзником" любой Церкви является паства этой самой Церкви. Союзник более чем достаточный. Социолог по образованию, Лункин, тем не менее, возглавшает: "Общество в данной ситуации полностью подчиняется требованиям Церкви". Между тем, "общество" реагирует на клерикализацию очень по-разному, и риторика, которая оперирует обществом как целым, есть риторика пропагандистская - хотя, как в случае с Лункиным, это пропаганда не конкретного конфессионального интереса, а личного, но тем более опасного цинизма и "пофигизма".

 

НЕВЫНОСИМОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Престранный случай: правительственное агентство сообщило, что в Забайкалье заведующая детсадом по суду выселила из детсада православную церковь.

Агентство подчеркнуло, что «приходу предложены другие помещения, но варианты были отклонены по причине «трудностей при выносе церковного инвентаря».

Даже те люди, которые делают вид, что считают Московскую Патриархию ООО - обычнейшей общественной организацией – сочтут странным, что трудно вынести «церковный инвентарь». Помнится, в 1812 году перед сдачей Москвы французам преотлично вынесли и вывезли многотонные раки, исполинские иконы с окладами и прочая. А почему, думаете, Москва французам отдана была? Потому что без святынь и Москва не Москва!

В отличие от детского сада. Здесь вторая странность: а как, собственно, православный приход оказался в детском саду? Не слишком ли буквальное исполение заповеди «будьте как дети»?

Третья и главная странность: как совместить эту новость с криками о том, что Московская Патриархия всех сильней? Одни об этом кричат с негодованием: «Опять попы всем заправляют!» Другие об этом кричать с радостью: «Наконец-то появилось инициативное православие!»

Не надо ничего совмещать – ни детсада с невыносимыми святынями, ни заурядной внутриноменклатурной бузы с мифами правыми и левыми. Никакая Московская Патриархия не общественная организация, конечно, но она и не всесильная государственная сила. Реальная сила – за силовиками. Прежде всего, за Лубянкой, затем за министерством обороны, а уж «попы» - девятые или десятые по списку. Странная «тассовка» (которую, стоит заметить, официозные православные сайты перепечатали слово в слово, безо всяких возмущённых комментариев) – это один из тех малоизученных способов, которыми номенклатура поддерживает жёсткие иерархические отношения внутри себя. Сколько Московская Патриархия добивалась общероссийского телеканала? Громко добивалась, кричала. А выдали кому телеканал? Министерству обороны. Сразу стало ясно, кто в бараке главный.

Это не означает, что нет качественной разницы между Московской Патриархией и старообрядцами или, паче чаяния, «катакомбниками», не говоря уж о кришнаитах. Полковой священник, конечно, должен знать своё место, но это не означает, что он уравнен с какими-то гнусные «раскольниками» и «сектантами». Просто у него жемчуг мелок, а у тех суп жидок. Приход господствующей Церкви выселяют из детсада, а кришнаитов сносят в то же время целыми посёлками, у непокорных суздальских православных отбирают сразу десяток церквей, попавших к ним в тяжёлое для номенклатуры время перестройки. Одних загоняют в подпол, других слегка отпихивают локтём – мол, кадилом маши, когда позову, а с поучениями не лезь, и детишек моих оставь в покое, своих воспитывай, чтобы моих слушались.

Быть государственной церковью не означает быть государством, а означает быть в услужении у государства. Этот простой факт не понимают и воинствующие антиклерикалы, и воинствующие православные. Вот патриарх Кирилл, из которого пресса делает то ли Ришелье, то ли Никона, отлично знает своё место. Он будет произносить громкие заявления, подражать папе Иоанну-Павлу II выступлениями перед студентами, а может быть, и в детсадах, но он всегда будет помнить, что источник его власти не в Риме и уж подавно не в православной пастве, а в Кремле. Ему повезло – Кремлю понадобился патриарх не посконный (каким был бы вл. Климент), а патриарх шёлковый, гламурный, чтобы заграницей было не стыдно (внутри-то страны, с родным начальством и самые сермяжные архиереи ведут себя как шёлковые).

Конечно, перед подчинёнными и этот патриарх вполне посконный, суровый и дерюжный, но с номенклатурой был, есть и будет как шёлковый. Зато продолжит выносить святыни из государственных музеев, а то и целый музейчик вынесет под омофором в церковную собственность. Однако, случай с детсадом – напоминание ему и всем, кто под ним, что номенклатура выносит православие в строго очерченных пределых. Как старую метлу, которой хорошо шугать подчинённых, но которая всегда будет послушна номенклатуре. Как опиум для народа и дезодорант для начальства, отшибающий вонь казнокрадства и лжи.

Суд  забайкальской Шилки обнаружил, что православные находились в детсаду без малейших на то документов. Чисто по-российски! Захотелось начальственной пятке пустить – пустили, расхотелось (может, со сторожихой повздорили) – выгнали, да ещё напоказ, с судом, хотя могли бы просто милиционера позвать, и посадить за самоуправный самозахват помещения. Вдруг вспомнили про закон, который запрещает в детских учреждениях религию, но на всякий случай приплели и более привычный парткомовский довод: мол, мест в детсадах не хватает. Матушки, сколько ж детсадов в посёлке, извините, Вершино-Дарасунском!? В общем, в нужный момент оказалось, что государству нужнее, а  нужных бумаг у ООО МП нет и быть не может.

Так и нынешнее привилегированное положение государственного православия  - без единого на то документа. По доброй воле начальства. Это в России очень много, но именно в России это и очень мало. Впрочем, самодурство начальства легче вынести, чем невыносимую лёгкость новейших православных святынь – заносчивости, нахрапистости и парткомовщины, столь несовместимых с Евангелием. Потому что Господь Иисус Христос призывал быть не как детский сад – с принудительным сажанием на горшок, с кормлением из общего котла, с хождением строем – а быть как дети. А разница между детским садом и дитём как между сетью и рыбкой –радоваться надо, когда верующие, которых Господь призвал ловить людей, имеют возможность вынести святыни, ноги и головы из сетей государства.

ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРЧАГИНЫ

Российская версия православия в 2000-е годы оказалось в той же ситуации, что российская версия коммунизма после победы большевиков. Причастность к государственной власти одних просто развратила, и это не очень интересно, а вот многих развратила довольно своеобразным способом. Ведь Николай Островский и созданный им романтический тип Павла Корчагины были развращены. Они были аскетичны, - в отличие от своих лидеров. Их развращённость была особого рода: совесть живая и даже обострённая была подчинена идее и потому обесчеловечена. Даже репрессии 1937-1938 года не научили ничему этих людей. Они и после двадцати лет пыток были уверены в своём праве и в своём долге не слушать "идеологических врагов" и репрессировать их. Они болезненно переживали несомненную развращённость своих вождей и оправдывали своё молчание тем, что "ради торжества коммунизма" необходимо "не выносить сор из избы".

Православная молодёжь 2000-х годов очень напоминает комсомольцев 1920-1930-х. Прежде всего, анти-историчностью. Они не хотят знать, что было до 1917 года (в случае с неоправославными - до 1991 года). Они желают не подозревать, что их существование стоит на насилии, несправедливости, грабеже. Они убеждены, напротив, что представляют собой победившую справедливость, восстановление нормы. Прошлое умерло, кто не умер вместе с ним, сам виноват и считается призраком. Некоторое (не очень сильное) различие в том, что в России 2000-х годов больше людей, не включённых в "систему", чем в России 1920-х годов. Больше, но не намного и, главное, эти люди подвергнуты цензуре, им закрыт доступ на радио, телевидение, они не могут - в отличие от православных комсомольцев - на свои деньги построить церковь, и уж подавно им не приходится ждать денег от власти.

Где совестливый человек сам оглядывается, удостоверяясь, есть ли слабее его, там православные большевистского типа глядят вперёд, устремляясь к победе большевистского православия. Когда православные комсомольцы встречаются всё-таки с такими "отщепенцами", "фриками", "маргиналами", они удивляются. Могут плюнуть в лицо, могут мило поговорить, но в любом случае, они не чувствуют своей ответственности за то, что люди, подобные им, лишены прав, которые у них - есть. Большевики или неоправославные, они одинаково лишены чувства того, что англичане называют "честной игрой", которая требует особого поведения по отношению к слабому, к меньшинству.

Энтузиазм и вера у большинства искренние, без неврозов (хотя в самых низах этого премного) и без аморальности (хотя в верхах аморалки предостаточно). Беда в том, что эти энтузиасты не просто не знают правды о своих вождях, но не хотят её знать. У них тот же универсальный ответ: цель оправдывает средства. "Нельзя открывать наготу отца". Чтобы отец мог, протрезвившись, надавать тумаков окружающим.

Религиозность таких людей не невротическая, а вот ситуация, в которой они оказались, невротична. Показательна их зацикленность на единстве Церкви - точнее, на механически понимаемом единстве церковной организации. Они болезненно относятся к любому "расколу", гордятся тем, что принадлежат к "канонической Церкви", которая "находится в общении со всеми патриархами". Общение это, однако, сугубо фиктивно. С каждым конкретным патриархатом они состоят в глубоком конфликте, прежде всего, с матерью Церковью - патриархатом Константинопольским. Ни с кем они особенно не общаются даже из "канонических православных". Внутри России тоже общение изгнано из церковной жизни, заменено его бюрократическими имитациями. Да и какое может быть общение, если круг тем заранее жёстко ограничен внешней и внутренней несвободой? В результате "член вселенской Церкви" превращается в угрюмое существо, сидящее в позолоченной клетке "российского православия", мечтающего о расширении этой клетки на всю планету, бросающемся своими засохшими объедками в тех, кто проходит мимо этой клетки по своим делам.

ИМИТАЦИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА: БОРЬБА СО СТАЛИНЫМ, С ПЬЯНСТВОМ, С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ МОЛОДЁЖИ

Политическое значение Московской Патриархии при нём не изменилось. Это влияние определяется не патриархом, а правителем России, осуществляющим коллективную волю номенклатуры. Продолжаются «зачистка» России от инославных и иноверцев, создание «экспортного» варианта московского православия, заманчивого для несведущих иностранцев. Продолжается, несмотря на кризис, активное финансирование верхушки Московской Патриархии из казны. Две самые громкие инициативы патриархии – «работа с молодёжью» и «борьба с пьянством» - воспроизводят пропагандистские кампании советского времени: благие призывы при полном запрете настоящей активности. 

 

Самая бурная, впрочем, третья пропагандистская кампания - против Сталина. Бурные антисталинские речи еп. Илариона Алфеева и о. Петра Мещеринова тоже относятся к числу фикций. Никогда критика покойного тирана не перейдёт в критику тирана действующего. Наоборот: критикуя покойника, приучаем критиковать только покойников. Учим не смелости, а трусости и лукавству. Тут ярко видно различие между ложью и лукавством. Конечно, Сталин людоед - но говорить это, когда страной правит тот же людоедский режим, не ложь, а именно лукавство. Дешёвая смелость, выдающая себя за предельный героизм. 

 

Да, Кремль реставрирует почитание Сталина - но при этом Кремль не собирается возрождать культа Сталина, и за критику Сталина никто (во всяком случае, из казённых людей) не пострадает. Кремлю дорог сталинизм, Сталин для него - лишь символ, который можно и заменить, который не должен затенять нынешних аватар сталинизма. Тут допускается некоторое "разномыслие", которое укрепляет и украшает режим. Нанайские мальчики, добрый и злые следователи: Путин и Медведев, Климент и Кирилл, Шаргунов и Кураев, Шевкунов и Мещеринов. Все они и на километр не приближаются к той черте, за которой начинается настоящая жизнь, невозможная без риска. Они, правда, реальнее гламурщиков, которые вообще "никакие". 

 

ИМИТАЦИЯ ЖИЗНИ

*

Роман Силантьев, которого в МП назначили руководить правозащитным центром Всемирного русского народного собора, сообщил, что за год «удалось в двух случаях добиться смягчения приговора, привлечь к уголовной ответственности за разжигание межрелигиозной розни язычника-издателя. Мы дали сотни консультаций по вопросам получения гражданства. Защищали от закрытия православные детские приюты». Всё! (Известия. – 27 июн. 2008. – С. 2).

МП КАК БИЗНЕС

*

Репортаж Ел.Яковлевой о Дивеево (Росс.г., 1.8.2003): в день более 5 тысяч паломников. Цены на дома не менее 60 тысяч, однокомнатные квартиры по 15 тысяч. Прекрасная частная гостиница, еще две строятся. До половины жителей Дивеево сдают квартиры паломникам. В 2000 г. брали по 15 р. за койку, сейчас 70 р., в праздничные дни 150. Любопытна мораль в конце статьи: "Хорошо иллюстрируется либеральный экономический тезис: деньги можно заработать, только обслужив другого человека. Не у казны попросив, не заняв, не украв". В принципе, это тавтология: заработать - только обслужив. Но в России получить деньги можно и казнокрадством, воровством и пр. Большие деньги реальнее получить, не обслуживая другого человека, а обслуживая государство. Нынешнее богатство церковных центров - государственное, даже, когда жертвуют частные лица, ибо частные лицо жертвует не заработанное, а выданное государством. Если начнется экономическая свобода, станет больше богатых - и богатых своим трудом - людей, поток паломников резко упадет. С деньгами, нажитыми подлинным трудом, расстаются не так легко, как с украденными, нищих в стране станет меньше, решать проблемы люди начнут не шатанием по монастырям, отсеются набожные от неприкаянности, поток подаяний сократится. Те же нищие, которые всегда есть и будут, не будут осаждать монастыри, потому что они ведь не за благодатью приходят, а за подаянием: явление, многократно засвидетельствованное в истории. Более того: исключение кредита ("не заняв") из источника денег поразительно и антилиберально, и антиконсервативно.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

В феврале 2003 года московском отеле «Балчуг-Кемпинский» открылся второй салон «Роскошь-2003»: среди выставленных на продажу безделушек складень в виде храма, украшенный тремя тысячами бриллиантов стоимостью в четыре с половиной миллиона долларов. Конечно, моделька храма, которая стоит с десяток настоящих церквей, поражает воображение. Даже больше поражает, чем одновременно проходящая в Москве выставка-продажа изделий очередного фаберже, который одних сотовых телефонов, украшенных особо дорогими черными бриллиантами, продал в России шестьдесят штук. Интересно, а модель Богоявленского собора украшена черными бриллиантами? Тогда сатанинская сущность всего мероприятия сияет особенно лучезарно. Но больше всего поражает соседство в «Известиях» от 25 февраля сообщения о продаже алмазного храмика за четыре с половиной миллиона с сообщением о том, как 7 февраля на Курском вокзале милиция этапировала в санпропускник сотню бомжей, подгоняя их дубинками и словами «мразь», «падаль». Журналисту в милиции объяснили, что бомжей не имеют права направлять человека в приемник-распределитель без его согласия и разрешения прокурора. Бедные милиционеры! Права у них нет, только дубинки есть. Бедные миллионеры: и у них нет права – морального права, исключительно морального! – покупать бриллиантовые сотовые телефончики и храмики, когда за окном бездомных людей отправляют, как пошутил один милиционер, «на консервный завод – тушенку делать». Впрочем, точно ли пошутил? А какая разница: началось заговенье на мясо, и уже нет у православных права полакомиться сладенькой тушеночкой. И, как всегда, когда прав нет, остается одно: обязанность призывать милость к тем, у кого есть все права – на достойную жизнь, на неприкосновенность личности, на проживание где угодно – только вот нет сотового телефона с черными бриллиантами, чтобы вызвать адвоката, когда тычут дубинкой под ребра, и нет складня с алмазами, чтобы помолиться о даровании ума и совести тем, у кого все остальное уже есть. К счастью, разговаривать по телефону или молиться без алмазов даже лучше.

*

Закрыть семинарию за проведение семинаров - это сильно!

"Решением Советского суда города Владивостока рассмотрен и удовлетворен иск прокурора Приморского края Валерия Василенко о ликвидации духовной семинарии "Центра Бога Живого Христиан Веры Евангельской". В результате проведенной края проверки установлено, что действующие семинары, проводящиеся на территории духовной семинарии, велись в нарушение закона об образовательной деятельности без соответствующей лицензии. Это и явилось основанием для ликвидации религиозной организации. В результате проведенной проверки выявлены многочисленные грубые нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и пожарной безопасности в помещениях, занимаемых ЦБЖ. Нежилые помещения используются для временного проживания и пребывания различных граждан, в том числе ранее судимых и не имеющих документов, удостоверяющих личность. В период с 1998 по 2001 год без разрешения органов госсанэпиднадзора создавался детский лагерь, что также является нарушением закона. Духовная семинария располагается в поселке Трудовом в комплексе из 17 нежилых зданий, приобретенных по договору купли-продажи в 1999 году "Центром Бога Живого" (http://www.sedmica.orthodoxy.ru/81-01-04-03.htm#2)

Эти люди и Вифлеем бы подвергли зачистке с бомбежкой за то, что дали переночевать беспаспортному Иосифу. Интересно, что теперь баптисты будут делать с 17 зданиями? Даже не спор хозяйствующих субъектов, а просто почему нет огнетушителя? Как могли без лицензии организовать семинарию, а если семинария организована по лицензии, то неужели нужна особая лицензия на семинары? Примечательно и то, что одновременно в прессе хвалят (и из правительства дают денег) православным, которые пригревают бродяг, наркоманов, бывших заключенных. Показывали по телевизору, как живут наркоманы на Крутицком подворье, с гордостью подчеркивали, что - плохо живут, в суровых условиях. Но туда санинспектор не сунется -- не приказано-с.

См., к примеру, очерк Иоланты Качаевой в Труде от 26.3.2003 о "единственном в России реабилитационном центре для бывших осужденных, бомжей и алкоголиков". Священник Александр, ездил в Чечню, владеет спортивной борьбой (на него напали, били бейсбольными битами несколько лет назад, он защитился). "Могу и приложить" - т.е., ударить (а как посадили членов движения "Портос" за то, что у них были телесные наказания!). Он это называет - "перекрестить по-русски". "Реабилитация" - т.е. при храме кормятся и работают 50 человек бомжей, весной разбегаются, к зиме сходятся. Кажется, раньше это называлось батрачеством. В детстве священник жил в интернате для трудновоспитуемых. Бомжи рассказывают журналистке очевидные байки, она послушно их воспроизводит: якобы один - украинец, хотел уехать в США, в ожидании визы жил с женой и двумя малышами на Киевском вокзале, но в последний момент "заокеанские родичи" потребовали стать пятидесятником, а он отказался, не желая предавать Православие - вот и остался без крыши над головой. Куда дел жену и детей, впрочем, не сказано.

УТОПИЯ ПОЖИРАЕТ СВОИХ НОСИТЕЛЕЙ

Письмо ивановского священника Михаила Махова своему епископу в июле 2009 г. - документ редкого пока типа. Коррумпированность церковной части номенклатуры замалчивается намного тщательнее, чем коррумпированность части светской. Духовенство, как и все наёмные служащие, предпочитает уходить "по тихому", справедливо опасаясь, что в случае обращения к гласности будет намного хуже. Но тут, видимо, терять уже нечего. Епископ хам, вор и вымогатель - фигура аболютно традиционная, интереснее же то, что автор письма выставляет в свою защиту. Инцидент произошёл из-за журнала на иностранном языке в приходской библиотеке, который епископ счёл чем-тов роде порнографии. Священник оправдывается:

"А это журнал, подаренный Православными Сербскими беженцами, в память о поездке в Пестяки в 2002 году. Мы им помогали после НАТОвской агрессии в Сербии, обустроиться и существовать в России и даже добились выделения земель для их переселение в Пестяковском районе. За это, и за гостеприимство Любовь Михайловной, они сделали подарок, оставив журнал про Сербию в библиотеке".

И в защиту личности библиотекаря (она же попадья) подчёркивает: "капитан милиции". Правда, "всего лишь" работала с детьми (кстати - а чем это лучше ненавистной для МП ювенильной юстиции?), но главное хоть чуть-чуть причастна к высшей касте - "силовикам".

Жалко священника, но... Боролись с агрессией НАТО? Защищали сербских националистов, сами были "патриотами России"? Ставили Россию превыше демократии, свободы, европеизации, права? Хотели национального, сермяжного, нутряного? Не заступались за гонимых о. Г.Якунина, "суздальцев", кришнаитов? И рассчитывали, что "зачистка" ограничится чеченцами и грузинами? Так хоть теперь попытайтесь понять, что дело не в коррупции архиерея, а в коррупции духа, который Воскресение "кладёт в основу" новой, как-бы-православной, а на самом деле античелоческой, фашизоидной утопии. "Одна вера, одна нация, один фюрер". И утопия это обязательно будет бить своих же носителей - тем более, что бить окружающих ей, слава Богу, не слишком дают.

*

В ЖЖ прошёл слух, что свящ. П.Мещеринову запретили выступать. Заместитель Мещеринова в своём ЖЖ этот слух поспешил опровергнуть - по просьбе Мещеринова. Классическая апория: сам Мещеринов не мог выступить в ЖЖ с объяснением, что ему не запрещено выступать, потому что ему действительно запретили выступать и в ЖЖ, и много где ещё. Свобода ведь не в том, чтобы петь в клетке о гнусности клетки (что о. Пётр делает неукоснительно), а в том, чтобы петь и вне клетки.

*

ЛОМ ВЛАСТИ И ПЕДОФИЛИЯ

Статья Халиды Хамиддулиной о православном педофиле Леониде Филипповиче открывает то, что неизбежно плодится в "кадетских училищах", ныне - с православным окрасом. Подобные училища поощряют гомосексуальные и гомоэротические отношения не между геями, а между "натуралами" или развратными гомосексуалами и подростками. Вот где настоящий источник разврата. Тем не менее, именно в таких случаях зло остаётся безнаказанным, и механизмы безнаказанности - простые как лом власти - в очерке Хамиддулиной показаны очень ясно. В этом очерке примечательно то, что травля подростка, не уступившего домогательствам воспитателя, была организована с православным акцентом:

"Перед наступлением 2010 года Пирогов Л. Ф. для нанесения дополнительного унижения ребенку, зная, что с тесемкой у груди татарского мальчика хранится молитва-сура из Корана, заводит Саида в православный зал-часовню, находящуюся на территории кадетской общеобразовательной государственной школы, и говорит: "У всех один бог, это Христос. Все должны молиться только ему". Затем он приказал снять памятку-суру и принялся учить ребенка-мусульманина, как надо молиться по-христиански. От систематических избиений по одним и тем же местам у Саида образовалась киста на колене, после нанесения очередных травм почернел и отпал ноготь большого пальца правой руки, не прекращая, гноился палец левой ноги".

"Все должны молиться только Христу" - и удар по пальцам. Вот и всё, что стоит за кураевской демагогией, за притязаниями на возрождение православия и т.п. Для таких людей зло - не гомосексуализм, а неповиновение их власти; если педофил их власти повинуется, он - терпимое зло, в отличие от подростка, который смеет не повиноваться педофилу.

СВОБОДА И НЕСВОБОДА НА ПОЛЕ БИБЛЕИСТИКИ

Возобновилось в России 2000-х годов противостоянии свободной («светской») науки и церковной «библеистики».  Священники А.Тимофеев и Д.Юревич подвергли критике ассириолога В.Емельянова, который в «Санкт-Петербургском церковном вестнике» (2005, №3; возражения в №8-9, есть на bible-mda.ru) указал, что книга Есфирь не рассказывает о подлинном историческом событии.  Емельянов лишь повторил то, что было заявлено библеистом Роланом Де Во: Есфирь - «легенда светского происхождения». Свящ. А.Мень подчёркивал, что (в евр. тексте не упомянуто даже Имя Божье". Хотя всё равно с оглядкой на церковную власть говорил: "Можно, однако, допустить, что в основе мидраша лежат воспоминания о действительных событиях". "Действительные события" могут лежать и в основе "Курочки Рябы", и в основе сказок о борьбе с драконами...

Тимофеев и Юревич не стали хотя бы утверждать, что Есфирь написана самим Мардохеем, как это делал митр. Иосиф Петровых. Они лишь заявляют, что «в основу книги были положены записи, сделанные самим Мардохеем». Однако, они продемонстрировали характерный набор приёмов, которым оперируют люди, вынужденные защищать то, что возведено в догмат, хотя догматом не является – в данном случае, буквальное понимание Библии. В основном, это натяжки. Например, они отождествляют царя Артаксеркса не с Артаксерксом, а с Ксерксом I – только потому, что тот описан древними авторами «как любитель пиршеств и роскоши, обладавший тираническими наклонностями и в то же время страдавший зависимостью от безрассудного мнения своих советников. Эти описания соотвествуют контексту описанной в книге Есфирь эпохи». Таким образом, образуется порочный круг: ведь подлинность Есф. ещё лишь предстоит доказать, а книгу уже используют как подлинный источник. Тимофеев и Юревич указывают на то, что один подлинный документ  (возможно, относящийся к правлению не Ксеркса I, а Дария) упоминает некоего высокопоставленного чиновника Мардокая. «Можно с большой долей вероятности предположить, что это одно и то же лицо». Почему доля – «большая»? Имя, как показывают авторы, были достаточно распространено. В качестве доказательства раннего написания Есф. приводится даже «более позднее иудейское предание» - попросту говоря, Талмуд. Но тогда следует доверять и тому, что пишет Талмуд о значительно более близких ко времени его написания событиях - о Христе? Конечно, на это Тимофеев и Юревич не пойдут, Талмуд они будут использовать очень избирательно.

Но самым замечательным является защита Есф. как текста универсалистского.

Мораль книги проста: «устроил Бог два жребия: один для народа Божия, а другой для всех язычников». Евреи спасены от гибели и мстят тем, кто пытался их погубить: «И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом».  
Тимофеев и Юревич комментируют:

«Израильтяне были вынуждены убивать язычников не только и не столько ради своего существования и спасения своих детей, но и для спасения потомков тех, кто тогда противодействовал их служению».

«Цель оправдывает средства» в чистом виде. Если бы евреи погибли, не было бы Спасителя. Между тем, евреи Персии – отнюдь не все евреи, которые жили тогда на земле, и ни из чего не явствует, что среди них были предки Иисуса. Книга ведь – письмо евреям, живущим в Палестине, от их персидских единоплеменников. Кроме того, евреи убивают персов уже после того, как опасность миновала. Они уже защищены царским указом. Это бессмысленная и, вообще-то, опасная месть – всякая месть опасна. Впрочем, опаснее всего логика – которую высмеивал Вл.Соловьёв у русских революционеров – по которой можно жертвовать одним поколением ради блага будущих поколений.  Сама Библия в этом отношении проще: она называет месть местью, уничтожением, а не «спасением потомков тех, кого мы сейчас убиваем». Вряд ли автор Есф. полагал, что у убитых персов осталось потомство, и уж тем более он не хотел, чтобы это потомство получило некие блага. Рассказ угрожает язычникам: будете преследовать евреев, погибнете так, что от вас потомства не останется, а вот потомство евреев будет вовек. Мораль, которая сегодня звучит варварски для большинства людей, но, к сожалению, в России часто пользуется популярностью: тут насилие всё еще, как видно и из этого эпизода, полагается лучшим способом свидетельства об истине.

*

Шутка, родившаяся в 2009 году, когда с небывалым усердием в советском патриарх Кирилл благословлял олимпийскую сборную России (безуспешно): "Главное не победа, главное причастие" (с) п.Кирилл;

*

Отличный каламбур, достойный войти в историю: "Наделение церкви от государства" (Павел Коробов, Коммерсант, 9.XI.2010).

Когда умрёт православизм

Вера в коммунизм как-то очень молниеносно лопнула в конце 1960-х годов. Лопнула и у тех, кто вышел на площадь, и у тех, кто побоялся, и у тех, кто травил вышедших. Наступила душевная пустота, которая стала заполняться нацикизмом и религией. До этого времени всё-таки верили. Не просто "были зомбированы властью". Св. Лука Войно-Ясенецкий, к примеру, был классический дореволюционный интеллигент и именно поэтому не лукавил, когда Сталину писал, что хочет участвовать в строительстве светлого будущего. Такой же была психология Евфросинии Керсновской, никоим образом не советского человека. Что изменилось к концу 60-х?

Можно предположить, что решающим фактором оказалось не протрезвление и не поумнение (иначе с чего бы ударились в нацикизм и православизм), а вымирание веровавшего поколения. Полвека революции, сошло верующее поколение, а новое не подхватило этой веры. Тем более, что верующее-то поколение само и разменяло веру на пайки, квартирки, дачки и т.п.

Можно предположить, что, если этот фактор значим, то к 2040-м годам современный православитский угар тоже закончится само собой. Не благодаря разоблачениям коррупции высших церковных эшелонов. Просто вымрет поколение, которое хоть сколько-то веровало. Чаплин, Кураев, Дворкин, Гундяев, – трудно поверить, но, честное слово, они всё-таки когда-то начинали как верующие, как и Сталин начинал как идеалист, стихи под Чавчавадзе писал. Вот этой тенью былой веры всё пока и держится. Исчезла вера, осталась тень. Исчезнут когда-то веровавшие, не удержится и тень. Что придёт ей на смену, конечно, предсказать невозможно, а творить что-то на смену – нужно.

* * *

Забайкальское умиление

Возразили мне: мол, какое госфинансирование, нищие забайкальские приходы….

Я не спорю, что миллионы долларов, которые государство даёт РПЦ МП, не доходят до сельских приходов. А почему, собственно, должны доходить? Почему баптисты строят себе молельный дом на свои, а РПЦ МП получает дотации? И почему нищие провинциалы снимают с себя солидарность за дотации столичным единоверцам? Итак, Бурятия…

"На счету бурятского духовенства десяток самых разных социальных проектов. Реализуют их с помощью собственных средств, пожертвований прихожан и на деньги выигранных грантов. Из бюджета республики в прошлом году было выделено 2,5 млн. рублей. – Вячеслав Наговицын, глава Бурятии: Вы как раз закрываете ту нишу, которую не может закрыть государство. Это надо признать, и друг без друга мы, в общем-то, не можем".

Отдельно – два миллиона государственных денег на "православный детский сад", затея архиерея.

Посольский монастырь на Байкале: "Из бюджета страны на реставрацию монастыря были выделены два миллиона долларов.( Свернуть )
… На полученные деньги монастырь сможет восстановить в некоторой степени своё хозяйство и улучшить свое техническое оснащение".</p>
А вот свежее, 2013 года интервью архиерея Бурятии Савватия:

"Меня глубоко трогает, когда ко мне подходят местные жители, даже нехристиане, и обращаются с просьбой благословить. Это очень значимо. Но почему я говорю об излишней терпимости. С нашей терпимостью мы допускаем появление здесь вредных тоталитарных сект. Но ведь у них совсем иная цель. Их цель запутать человека и сделать его психологически зависимым. Поэтому нам надо обозначать границы нашей терпимости. Терпимость должна быть осмысленной. Иначе это уже не терпимость, а бесхребетность. Мы должны сохранять свои традиции, свою культуру, свои нравственные основы, иначе их можно потерять. А Церковь говорит о том, что мы должны защищать свое Отечество, защищать свои ценности. И если придется – защищать всем миром".

Нищая забайкальская провинция:

"Вялотекущим способом, не имея постоянного федерального финансирования, Воскресенская церковь в 2000-е годы продолжала реставрироваться; годами ремонтировалась кровля, годами делалось каменное ограждение. Выручил храм юбилей Бурятии. К 350-летней годовщине добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства были выделены большие федеральные деньги и 2010-2011 годы стали годами активной реставрации Воскресенки".

"Воскресенкой" называет собственную церковь её настоятель – однако, простота нравов очаровательна!

"8 июня 2001 года впервые в походном храме воинской части поселка Сосновый Бор накануне выезда в Чеченскую республику для выполнения спецзадания состоялась Божественная литургия. Ее провел настоятель Свято-Троицкого храма отец Евгений (Старцев)".

Умилительно… Нищие – а спецоперации проводят… Последнюю копеечку – на Чечню…

Каким же надо быть эгоистом, чтобы плакаться на то, что власти недодали денег на твой храм, когда у твоего же архиерея миллионы долларов от казны, когда рядом с тобой сотни тысяч верующих подвергаются дискриминации - и, кстати, ограблению - потому что они в неугодных правительству конфессиях. Эгоизм нынешних эмпешников делает их похожими на нью-эйджевцев. Они выбирают себе из действительности отдельные элементы и из них конструируют свой мирок. Чаплина - не берут, он гадкий, берут в основном мертвецов - например, митрополита Антония Блюма. Они с Блумом, не с Чаплиным! Правда, деньги всё-таки к ним сочатся не от Блюма, а от Чаплина... Чаплин жертвует собой, несёт страшные речи, а власть за это денежку даёт, разрешения даёт - и не только Чаплину, а и "блюмовцам".... Правда, самого Блюма эта самая власть ухайдакала за милую душу... Так ведь эгоизм умеет не замечать того, что ему неприятно...

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова