2010 ГОД: ФИЛЬМ "ПОП"
См. кино; история РПЦ в 2000-е гг.
Заставил себя посмотреть фильм "Поп". Ощущение омерзительное, словно меня заставили наблюдать изнасилование. Изнасилован актёр Маковецкий. Впрочем, он, кажется, это не почувствовал - в интервью гордился тем, что снялся в этом фильме и отказался сниматься в "антироссийском" фильме Кустурицы. Бедный Маковецкий похож на Смоктуновского даже тем, что позволяет себе профанировать свой талант.
Об изнасилованной исторической правде не говорю - она абстракция. Патриарх Кирилл назвал фильм "гротеском" - то есть, хорошей ложью. Факты перевраны все, какие можно. В интернете кто-то восхитился, что, мол, вот - наконец-то священник настоящий, без "ленинградского обновленчества". Прототип "попа" окончил Рижский университет и Сергиевский институт в Париже, так что не "окал" и по части "обновленчества" дал бы сто очков вперёд Чистякову. Приехал из Франции и уехал туда, - не остался, не был арестован.
Впрочем, хуже фактической лжи ложь художественная - фильм-то у нас ведь по роману, их надо судить по их, художественным законам? Так вот, по этим законам их надо три дня медленно погружать в кипящее лампадное масло за лжесвидетельство образом. Сусально, слащаво, гламурно - прямо журнал "Фома", перебравшийся на экран. Так не ходят, не говорят, не смеются и не плачут. За исключением Маковецкого, всё актёры, увы, не могут избавиться от рефлексов, приобретённых во время съёмок в бандитско-милицейских сериалах. Режиссер и не пытается с этим бороться. Маковецкий страдает от того, что играет ложь (в "Чуде", кстати, не лгал, что любопытно), а остальные актёры этим наслаждаются - основательно расслабились. Нацизм и сталинизм оказываются чем-то вроде бандюков и ментов. С той разницей, что менты и бандюки в сериалах равновелики, а фильм однозначно чёрной краской мажет вермахт (не эсесовцев!) и, напротив, изображает жизнь под Сталиным так, что "Кубанские казаки" отдыхают. Мазурка, сытые лица, шикарные костюмы... Славно жили до войны!
Фильм - примитивная агитка "за родину" и "за Эмпе" в жанре "мечты онаниста о том, как всё могло бы быть, если бы было по его хотенью, по щучьему веленью ". К этому жанру относятся и творения Фоменко, и сотни российско-имперских романов-фэнтези, и речи Путина... Всё это не так страшно, как обилие позитивных отзывов - значит, культурный уровень понизился за последние десять лет ещё на три-четыре плинтуса.
Но самое, возможно, страшное - и о чём, кажется, никто не написал - что фильм извращает само понятие "миссия". Реальная Псковская миссия именно миссионерствовала - проповедовала, выступала по школам (безо всякого, конечно, административного ресурса). Тут - чистое требоисправительство. Перевели с одного прихода на другой - вот и вся миссия. И, конечно, гнусно, подло, антихристиански ведёт себя "поп", когда отказывается отпевать "полицаев" и отпускает грехи не кающемуся ни в чём "партизану". Но эта антихристова гнусность в сегодняшней России стала уже, кажется, нормой жизни, и споры идут лишь о том, кто больше людей не простит и не отпоёт.
Потрясает, что в таком фильме - откровенно антисемитский образ еврея; крещение - на радость фанатикам от иудаизма - оказывается лишь средством победить еврейство и преобразить его в единственную истинну национальность. Так эти антисемиты гордятся, чай, что они не такие антисемиты как те, кто критикует фильм за слишком доброе отношение к еврейству. В этой вонюче-гламурной канаве тоже кипят страсти, тоже тщеславие - мол, я не такой подонок как тот, я благородный подонок... Кирие элейсон...
И всё это - на деньги "Газпрома". То есть, каждому из нас ещё придётся заплатить наличными - невылеченными болезнями, разваливающимися домами - за это произведениё.