XXI ВЕК: КОНФЛИКТ НАУКИ И РЕЛИГИИ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ
На Западе конфликт науки и религии проявляется в том, что религия - точнее, религиозные институты - часто поддерживает псевдонаучные позиции по вопросам о климатических изменениях, о креационизме, о природе гомосексуальности, о том, что такое "естественное" и, соответственно, об отношении к эвтаназии, клонированию и т.п.
В России конфликт науки и религии в этих формах тоже идёт, но вяло, он импортирован вместе с западной культурой и в глубь "русской души" не проникает. Тут конфликт науки и религии носит более архаический характер, проявляется как конфликт вокруг авторитета. Религиозные люди (причём, разных религий, не только православные) делают лояльность к своей религии главным критерием при подборе культурных, социальных, политических референтных фигур. Тут будут уважать биолога не за то, что он креационист (или эволюционист), а за то, что он - лояльный член Московской Патриархии (баптист, пятидесятник). Читать будут автора, принадлежащего к "своему кругу". Это ещё не сектантская, но уже "приходская", "кружковая" психология.
Ватикан старается на свои конференции по науке приглашать учёных, авторитетных в научном мире, какого бы они ни были вероисповедания. В России такого же типа конференции комплектуются строго из единоверцев или, в крайнем случае, лояльных к своей организации персон. Будут восторгаться средним публицистом, который принадлежит к своему кругу, и будут игнорировать блестящего публициста того же самого направления, но иного круга (прежде всего, будут игнорировать западную культуру в целом, потому что в ней лояльности к русским кружкам и кружочкам не найти, а купить можно лишь второсортных деятелей).
В итоге идёт - в лучшем случае - повторение азов, шизоидное бубнение под нос (как мерзких идей, так и неплохих), бег по кругу, в худшем - понижение интеллектуального уровня.