Первая треть ХХI в.
ЖИЗНЬ ИЕРАРХОВ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
*
Культ безличности - родимое пятно. Чего? Не знаю. Сектантского сознания. Но
поскольку "сектантское сознание" само по себе явление, которое следует
определять, то - не знаю. Но каков культ! Сергей Кравец, одновременно руководит
православной энциклопедией и большой российской: "Даже короткая встреча
с Патриархом, даже рядовая рабочая беседа становится источником, из которого черпешь
силы, уверенность и просто физическое здоровье". И тут же немножечко
нацизма:
"У Русской Церкви нет отторжения от Католической Церкви.
Но есть вещи, которые надо выяснить до конца. Нельзя оставлять камень за пазухой.
И, между прочим, посмотрите, насколько слаба бывает такая соглашательская политика
на государственном уровне в отношении зарубежных стран, где унижают, угнетают
русскоязычное население, где допускают издевательство над нашей историей, где
объявлют Великую Отечественную войну "битвой двух тоталитарных режимов"
и так далее. Патриарх отвергает эту логику, по которой чем мы будем больше отступать,
тем больше нас будут любить" (Труд. - 9 июн. 2005 г. - С. 7).
Путин, значит, соглашатель - и в Латвии русских унижают, а Патриарх смелый
- и в Италии русским православным отдают храмы. Кравец гордо: "В конце
XIX века Европа ждала, пока русский царь удит рыбу". Хороша будет энциклопедия,
которой руководит подобный господин? Разумеется, Европа никогда не ждала, пока
Александр Александрович фон Гольштейн-Готторп удил рыбу. Она работала, воевала,
веселилась. А Александр всё удил, удил... и выудил. Остальное см. у Пушкина. Наше
всё и это предсказало.
*
В июле 2004 г. информагентства оповестили, что Патриарху сделали операцию на
сердце. Представители Патриархии стали усердно и поспешно опровергать информацию:
не было никакой операции на сердце, Патриарх отлично себя чувствует. С таким же
жаром уверяли, что Ельцин не имеет никаких проблем с сердцем. Однако, отложили
на месяц заседание Синода. Отсюда ясно, насколько нынешний Синод – собор, полномочный
решать вопросы в отсутствие патриарха, который в теории лишь первый среди равный,
а насколько этот синод – декоративный орган при патриархе. Полная зависимость
от патриарха, верноподданническое восхваление его есть восхваление не личности,
а поста.
Газеты интересуются тем, кто будет преемником Патриарха, а вот паства – нет.
Прогнозы бесплодны. Патриарха будет избирать один-единственный избиратель. Так
завелось с момента обособления Русской Церкви: кто ее возглавит, всегда решали
сперва великие князья, потом цари, потом генсеки. Это противоречит канонам, но
соответствует российской психологии. Журналисты могут лишь следить, кто из архиереев
чаще заменяет патриарха в официальной жизни, какой епископ чаще выступает. Тут
лидеров (подходящих по возрасту) трое: митрополиты Владимир, Мефодий, Кирилл.
Но частота появления на публичной арене может быть и помехой для избрания. Церковные
люди, если бы они были свободны в выборе, сочтут чрезмерную публичную активность
скорее недостатком, политиканством. А руководитель государства может остановить
свой свой выбор и на совершенно неизвестном, молодом архиерее, если он, однако,
проявил себя как лицо, умеющее совершать нужные руководству поступки, произнося
при этом нужные для совести слова и блюдя внешние приличия, скромно, но с достоинством
– с достоинством, но скромно. Таких епископов в Московской патриархии много, достаточно
упомянуть хотя бы 38-летнего еп. Илариона Алфеева, да и про Тихона Шевкунова,
часто сопровождающего президента, не стоит забывать. Он, правда, не епископ, но
это поправить – дело двух часов. Основная проблема не в том, что кандидатов в
преемники мало, а в том, что между кандидатами различий меньше, чем сходства в
главном: готовности в любой момент сманеврировать, поменять позицию и делать что
угодно – что угодно государственной власти.
*
Свящ. Александр Пятницкий, настоятель строящейся церкви св. Димитрия Ростовского
в Ростове-на-Дону, объясняет, почему в его храм вдруг пожертвовали 17 частиц мощей
из Киевской лавры: митр. Владимир Сабодан "был владыкой Ростовской епархии
и с тех пор поддерживает хорошие отношения со своей бывшей вотчиной"
Эльмира Аширова. Илья Муромец возвращается. (Российская газета. 16 янв. 2003).
Курсив - мой.
*
Выступили в декабре 2004 г. с письмом к президенту, возражая против передачи
Японии островов:
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин
Епископ Хабаровский и Приамурский Марк
Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил
Епископ Якутский и Ленский Зосима
|