Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви: 58 поколение

1900-е гг.

Отзывы епархиальных архиереев по вопросы о церковной реформе. Ч. 1. М.: Крутицкое подворье, 2004. 1031 с.

Анализ: Сводка отзывов Епархиальных Преосвященных по вопросам церковной реформы. СПб., 1906.

Храповицкий утверждал, что "половина иерархов - вдовцы" (1, 162), т.е. нет конфликта между монахами и белым духовенством.

Ч. 2. 2004 г. 1056 с.


Правые

 

Петр Смоленский. 30.12.1905. №50. 2, 182-196.

За собор поскорее "ввиду смутного времени" (1, 182). За собор с выборными от духовенства, миряне по приглашению. Приходская жизнь запустела не из-за церковных обстоятельств. "Главные причины ... в общем государственном строе, в правовом положении народа и бытовых условиях жизни народной. Прогрессивно увеличивающиеся налоги, вместе с возрастающей дорговизною жизни, ведут к обеднению население и вынуждают многих из прихожан отказывать на самые святые и необходимые потребности" (2, 183).

"В настоящее время при всякой нужде (свыше 50 руб.) обращаются к епархиальному начальству за разрешением" (2, 184).

Жалованье от казны. Уничтожить все знаки различия и наград для духовенства. Свобода снятия сана без ущемления в правах. Против выборов - пока: "На памяти многих, живущих и поныне, имели место такие прискорбные случаи, как запаивание водкой при "сдаче" места" (2, 186). "Вместо возвышения авторитета пастыря право выбора может унизить его в глазах прихожан - даже тех, которые на священника смотрят как на человека, выходящего из ряда мирян; выборный же прихожанами священник явится лицом заурядным, каковы в приход церковные сторожа" (2, 186).

"Православная Церковь, объединяющая собой русский народ, являющийся коренным и преобладающим элементом населения империи, естественно должна быть господствующей. Не стесняя веротерпимости и гражданского полноправия иноверцев, только православная Церковь должна пользоваться правом миссионерства" (2, 194).

Суд остается прежним, только духовенству доверяется судить коллег почаще. У мирян и священников на сооре только сов. голос. За патриаршества. Выборный синод. "Управление его [патриарха] не единоличное" (2, 193). За поправку славянского языка, упрощение богослужений. Против поместного собора (2, 195).

Критика "псевдо-либералов", которые проповедуют "на страницах даже духовных дурналов о женатых епископах, второбрачных священниках и т.д.". Против реформы школы - выборного начала - против реформы и 1867 года: "Дух реформы (скажем словами в Бозе почившего епископа Иоанна) ни в ином каком-либо смысле, а именно в либеральном, объял почти все стороны нашей общественной жизни ... Не Собор, не реформы нужны для Церкви, а нужны пастыри и архипастыри, которые были бы сосудами света и теплоты" (2, 196). Хотя начинает с призыва скорее созвать собор.

Во втором томе записка депутатов Смоленского еп. съезда о реформах от 19.2.1906 (№76) - казенное жалованье, "1500 руб. в год священнику и 600 руб. псаломщику" (2, 886). "Дозволения сложения сана без лишения прав по рождению, образованию и службе, дабы не было пастырей-наемников" (2, 887).

Владимир Екатеринбургский, 17.11.1905, №49. 2, 153-181. Род. 1852 и прямо мемуар - как в 1870-е, т.е., юношей, прочел статью А.Муравьева в "Рус. архиве" "о неприложении к жизни нашим церковно-государственным управлением канонов".

"Религиозное моё сознание пришло тогда в ужас от несоответствия идеала церковности с действительностью. Размышление о сем отступлении жизни от закона было чуть ли не главною причиною желания моего служить Господу Иисусу только не в России, а в Японии. Если бы не болезнь, вероятно, жил бы там до настоящего времени. Теплохладность обрядовой религиозности, формалистика епархиального и духовно-школьного управления, безжалостность к голодным духовно народым массам в России со стороны духовенства и государства - располагали меня потом с ревностью трудиться в Америке для того, чтобы, если возможно, не возвращаться на родину" (2, 153).

Ссылается на Соловьева "Три разговора". "В результате политики замалчивания явилась такая безнравственность, что преосвященный Иннокентий называет российскую Церковь сборищем блуда, разбоя" (2, 154).

Меньшикова называет "нововременским антихристианином" (2, 155).

Против духовенства на соборах с решающим голосом: " Следует позвать на Собор пресвитеров - сведущих в истории ... с правом совещательного голоса и непременно людей церковных, благоговеющих перед духом Церкви, а не либералов, хотя бы и иереев-профессоров, разрушителей вроде глашатаев церковной ломки сообразно грешным современным вкусам к своеволию в "Церковном" и "Богословском Вестниках", "Миссионерском Обозрении", революционном "Русском Слове" и проч." Позвать иг. Арсения и прот. Ксенофонта Крючкова. "Не позволять говорить никому из мирян на Соборе, хотя бы и профессорам. Особенно не допускать до разглагольствований или репортёрских извращений соборных суждений и деяний нововременских антихристиан - любителей и дилетантов церковности, выродившихся из славянофильства в поклонников плотской чувственности, современных николаитов. Нельзя скрывать того, что сила умственной дерзости и вражды против Церкви и самой веры находится теперь в руках полуожидовленной прессы" (2, 156).

"Благодатная сила учительства и молитвенного тайнодействия заключается преимущественно в архиереях Церкви Божией" (2, 157). Против частных переводов. Длинная филиппика против Павла и митр. Платона за "потаковничество прихотям питомца - царя Павла" (2, 163). Павел, двоеженец, а хотел даже священнодействовать и сшили ему уже и ризы голубого цвета.

За патриаршество - с правами как в КПле. "Иметь по-прежнему мирные отношения с государством, но в пределах жизни Церкви по канонам. Если же Петрункевичи, Родичевы или евреи захватят власть в свои руки, тогда будет трудная задача Собору как собратья, так и урегулировать отношения между Церковью и неправославным государством" (2, 166). "Иереи и диаконы могут иметь совещательный голос, если их позовут; миряне же должны безмолвствовать" (2, 168).

"Не дай Бог заводить в духовных судах адвокатуру и гласность: это значит - выбросить язвы жизни духовенства на улицу, суд духовный, подобно светскому, обратить в спорт и удесятерить число преступлений - надеждой на безнаказанность, легкой возможностью оправдания в судебной игре с ее летучей совестью. Недаром народ назвал адвокатов "брехунами" (2, 169).

Приходы не более 500 человек обоего пола. Государственное жалованье. Расширить судебные права епископа, чтобы мог отлучать, и приходские советы пусть судят - в общем, строгости побольше.

"Последствия церковной политики для Церкви ужасны. В составе её теперь безнаказанно находятся явные богоотступники, прелюбодеи, грабители, убийцы, социалисты, толстовцы, богохульники, развратители церковной жизни пропагандой безбожия, своеволия, эгоизма и безнравственности" (2, 171).

"Выборное право клира можно возвратить приходу только тогда, когда общины будут сильны духовной жизнью, обильны подвижниками благочестия и духовного самообразования" (2, 173).

"При 600 руб. церковного свечного и кошелькового дохода в год в казенных питейных пропивалось прихожанами 12 или 14 тысяч рублей" (в Екатеринбургской епархии среди рабочих) (2, 173).

"Дай, Господи, предохранить нам Церковь от опасного пресвитерианского движения ... Чтобы юридическая единица был епископ в праве приобретения имущества ... Все имущества должны быть приобретаемы на имя епископа. В случае измены православию прихода деньги и имущество остаются за епископом" (2, 175).

"Не позволять духовенству лично представительствовать в государственных учреждениях и обмирщиться в борьбе партий" (2, 177).

"Держать учителей и учеников [духовных школ] на религиозном положении подвига, труда, послушания; ввести обыкновение для учителей и учеников носить духовную одежду" (2, 179).

"Академиям всего опаснее давать автономию учебную - ввиду склонности либеральных профессоров поклоняться немцам и Тюбингенской школе. Высшее богословие должно трудиться на началах святого послушания Церкви, и епископы должны оцерковить профессоров и студентов" (2, 180).

"Дух Божий созидает свободу через св. Церковь" (2, 180) - а Церковь есть архиерей.

И этот ультра-консерватор, тем не менее, не против того, чтобы язык богослужения "сделать более понятным" (2, 180).

Парфений Подольский (викарий Московской еп., снят в мае 1917): 9.12.1905, 2, 80-92:

За присутствие восточных патриархов как гарантии. Подробно против реформаторов: перспектива Собора возбуждает "в некоторой части нашего духовенства и так называемой интеллигенции дикие желания внести посредством реформ в православную Церковь чисто протестантский дух" (81). "Часть (хотя, по милости Божией, и меньшинство) духовенства и в особенности некоторые иереи наших столиц, Москвы и Петербурга, уже и теперь не покоряющиеся своим епископам, решили реформировать Церковь Божию, т.е. заставить ее оставить отеческие предания и тем лишить ее небесной благодати, отсечь ее от тела единой вселенской апостольской Церкви" (83). Они прибегнут даже к защите великих князей - а их надо не допустить на Собор. "В случае недопущения их на Собор они устроят свой особый собор и постараются увлечь за собой маловерующих из интеллигенции и часть непросвещенного простого народа, например - фабричных, солдат и т.п. Словом, будут ли эти реформаторы (наши Лютеры, Кальвины и Цвиншли) на Соборе или нет, они все же учинят раскол, имеющий причинить великие страдания телу Христову" (83).

За допуск духовенства в политику под контролем архиереев, а не светской власти. Духовные заведения под контроль архиереев, неправославно учащих удалять оттуда (86).

Допустить мирян, но со строгим надзором.

Михаил Минский. 9 ноября 1905. 1, 73-86. Против мирян (даже профессоров) в соборе. "При современном направлении богословской науки и философии, при общественной разнузданности, пренебрежении к церковному учению и отрицании всякой власти, должно ожидать на Соборе таких речей, суждений и требований, от которых ужаснется всякий истинный христианин" (1, 73).

Агафодор Ставропольский, 24 ноября 1905 г., 1, 864-874. О патриаршестве не категорично. В основном о дух. школе - для приходской жизни довольно брат, против избрания клира. Против мирян на соборах. "Пройдет много времени, пока простой народ сознает, что руководителями у него должны быть люди просвещенные; зачастую приход любит таких руководителей-пастырей, которые были бы снисходительны к недугам его и в то же время находились от него в некоторой зависимости" (1, 870). Против уступок старообрядцам, против епископа единоверцам.

Гурий Симбирский, 2 декабря 1905 г., 1, 601-654. Очень за права епископов. Против выборы духовенства прихожанами в принципе. Всенародное пение. Русификация языка. Обложить приход в пользу клира. Оживление братств. О веротерпимости и отмене мер против отпадения: "Отмена сих мер грозит большой опасностью для Церкви" (1, 633). И очень активно против свободы совести и права "совращать", против старобрядчества, против свободы печати для книг "содержащих хулу и поношение Церкви" (1, 637). О составе собора отказался выносить мнение.

Питирим Курский, 24 ноября 1905 г. 1, 251-255. Пятистраничная проповедь, консервативная: "Только в союзе и взаимодействии государства с Церковью следует искать благоустроения и государства и Церкви; только в этом союзе с Церковью государство Русское почерпнет ... силу для охранения и развития наших русских народных жизненных начал" (253). Народ как нечто производное от государства. За участие в политике: "заботиться о внешних нуждах пасомых, особенно находящихся в беспомощном положении, и вмешиваться в их общественные отношения, когда эти последние явно противоречат христианским началам" (254). Ссылки на митр. Алексия и пр. Его же 1, 855-863 отдельно о духовных заведениях. "Господствующий в современном (так называемом интеллигентном) обществе и в современой журнальной и газетной литературе дух свободомыслия и религиозно-нравственного индифферентизма крайне вредно действует на молодые умы и легко увлекает их кажущейся новизной взглядов и в качестве запретного плода" (1, 859). Его же о еп. съездах 2, 656-658 (за них). Его же №77, 21.2.1906 (2, 888-898), даже с примечаниями - о составе Собора

Антоний Храповицкий - Волынский. 25 ноября 1905 г. 1, 158-181. Две записки. "Начать восстановление православного приходского строя с введения выборного начала - значит предлагать тяжко больному жирную грубую пищу, полезную для атлета-рабочего, но смертельную для тифозного клиента" (174). Кандидаты в священники будут соревноваться "в спаивании избирателей, которое при наличности многих кандидатов превратится в такой аукцион, что небу станет жарко" (175). Характерная оговорка - вместо "ада" - "небу". Прихожане должны участвовать в жизни прихода прежде всего через молитву, потом - через самообложение.

Антония Волынского третья записка 1, 725-745. О духовной школе. "Для либеральных писателей-педагогов даже не воспитательное дело и, конечно, не наука являются предметом попечений: они заботятся не об учениках, не о студентах, но о себе самих, как и вообще все современные либеральные круги" (1, 728). "Профессора-либералы несытым оком взирают на Трубецких, Соловьевых и Лебедевых, а особенно на профессоров-тюбингенцев, которые приводят в восторг молодую орду своими кощунственными выходками ... Вот почему этим мыслителям, всю жизнь подвизавшимся в плагиатировании, так хочется автономии преподавания" (1, 728). За отдельное обучение детей духовенства (сам из мирской школы): "Мы положительно утверждает, что дети клириков, пока они в семье, - дети святые. Они таковы даже у плохих родителей, потому что даже порочные члены клира почти все - добрые семьяне и, погрязая в пороках сами, они все-таки желают видеть иными своих детей" (1, 732). "Пока Церковь жила вне общения с западными ересями, она не знала посредств, заменявших для ее чад священную Библию, не знала священных историй, ни кратких курсов истории церковной, ни кратких катехизисов" (1, 735). "При выборном ректоре протоиерее Смирнове получение кафедр и прочих академических должностей было связано с женитьбой на одной из его восьми дочерей; подобное же было и в Киевской академии при выборных инспекторах. Петербургская академия устранила, ради кумовства, кандидатуру на философские кафедры таких лиц, как Вл. Соловьев и Н.Аксаков, и предпочла им сына протоиерея Дебольского" (1, 745).

Он же в записке за патриаршество: "Церковные паразиты, т.е. неверующие профессора и очень маловерующие либеральные иереи" (2, 340). "У нас происходит повторение ереси жидовствующих среди мирян и части клира, как и в XVI веке: ересь эта заключалась в нравственном растлении, в цинизме и безверии, возведёнными в принцип" (2, 340).

Владимир Богоявленский, митр. Московский. №57. 12.1.1906. 2, 383-412. Против веротерпимости, консерватор. Однако, за участие в соборе мирян, - нет риска, что будут "духовные и светские декаденты" - допустить по выбору и мирян, чтобы избежать обвинений в клерикализме (С. 411).

Владимир Кишиневский. 28 ноября 1905 г. 1, 226-251. Трактат, невнятный. Приложено очень правое мнение кишиневских миссионеров.

Арсений Харьковский. 2 ноября 1905. 1, 43-60. Подр. за собор, особенно за участие в нем монахов, но осторожно против участия мирян. За митрополии.

Никон Владимирский, 27 ноября 1905 г. 1, 256-309. Наиподробнейше, обширно, отдельно записка профессуры. За мирян на соборе, по приглашению епископата. О патриаршестве молчит. О прихожанах: "Крестьяне доселе жили под опекой и ни в чем не имели инициативы, не привыкли к ней, потому что они малоразвиты для этого и потому, что для этого нужны средства, а крестьяне бедны и по этой причине скупы" (273). Против выборности духовенства. Ни слова об участии духовенства в политике, в основном о духовной школе.

Иоаким Оренбургский, 9 декабря 1905 года, 1, 746-775. Только епископы на соборе. За патриаршество: он будет иметь право "непосредственного доступа к Государю". Против второго брака духовенства, 759. Епископов в думу, священников в городские думы.

Центр

Те, кто против свободы, но не ярый антисемит и не открытый антилиберал.

Евсевий Никольский - отзыв от 19.11.1905, №78, т. 2, с. 899-949. Большой, уверенный. Главное не реформы, а люди, на первом месте - реформа школы. Против деления на митр. округа как основы для национализма (Грузия) и пр. Одобрительно о Филарете - против раскольнической иерархии. За уменьшение размеров епархий, против избрания священников прихожанами - будут споры, хотя в отдельных случаях можно, епископу только легче. Пусть выборы с правом вето у епископа.

 

Против участия духовенства в выборных учреждениях - пусть лишь делегируются туда по отдельным вопросам.

Иаков Пятницкий За созыв собора, клир и миряне с совещательным голосом, за разделение на округа, за право юр. лица у прихода. Против частой присяги в судах. За особый богосл. устав в приходах мирских, за русификацию и перевод. "Мудрено ли, что крестьянин иной предпочитает церковной возвышенной, но непонятной песни неумную, но понятную сектантскую песню, которую он может сам и петь, а образованный по этой самой причине идет в театр или удовлетворяется домашним пением пошлых, но понятных романсов?" (2, 1003).

Макарий Томский. №62. 5.1.1906. 2, 512-535. За патриаршество, за совещательный голос мирян на соборе. За участие духовенства в политике (каноны апостольские запрещают якобы участие в языческой политике, 3 Халк. запрещает участие ради корысти, а честное можно). За охрану алтайских народов от русификации (обрусения).

Самбикин, Дмитрий Казанский (Самбикин). №64. 12.1.1906. 2, 548-594. "Высшей центральной церковной властью ... может быть патриарх с постоянным при нем Священным Синодом, но может быть и один только Святейший Синод, как теперь в русской Церкви, мыслимый, как юридическая ичность, заменяющий лицо патриарха" (2, 550). За выборы епископов высказалась при нём комиссия, Самбикин был против - рано, народ (духовенство в т.ч.) не созрели. Его же №72, 2, 753-762, отдельно о судах.

 

Лаврентий Тульский. №63. 30.11.1902. 2, 536-547. Некрасов.

Против восстановления патриаршества: якобы это приветствовалось "почти всеми, особенно так называемыми либеральными газетами" (2, 536), а ведь Церковь была святее, когда патриархов не было, и Златоуст и прочие святые не были патриархами. То же и соборы: догматы уже определены, зачем созывать новые. Собора требуют, п.ч. недовольны Синодом - и идёт критика синода: "правительственное учреждение", епископы не избираются, семинарии изъяты из ведения епископов, сверх централизация всего - замкнуто на синоде. Епископ меньше имеет прав над епархией, чем губернатор над губернией. "История показывает нам, что были прокуроры, которые хвалились своим мнением, что нет Бога; князь Голицын рассылал мистические книги по церквам. Граф Протасов, говорят, склонен был к католицизму: он произвёл ломку наших духовно-учебных заведений, приведши их к погибели; граф Толстой вводил насильственно классицизм, но епископов с одной кафедры на другую не переводил, считая это незаконным; граф Толстой сокращал приходы. К.П.Победоносцев держался других воззрений; присутствие в Синоде протоиереев он считал неканоничным, и потому их в Синоде при нём не было. Нынешний прокурор только что вступил в должность, и уже сколько перемен: в состав членов Святейшего Синода уже введены протоиереи. В октябре месяце [1905] члены Святейшего Синода полагали: об автономии академий и думать нельзя, а в ноябре мы получили указ, что автономия академиям дана. ... Такая шаткость бросает тень на саму. Церковь православную. При устанавливающемся образе правительства [обер-]прокурор может принадлежать к партии так называемых красных. Какие беды он может причинить Церкви Христовой!" (2, 540-1).

Митр.Лаврентий оказался более чем прав: Церковь, действительно, подчинилась "красным". Не вполне прав он оказался в другом: это оказалось вполне к благу Церкви, как его понимали и при царизме: материальное процветание, дисциплинирование и т.п.

 

Резкая критика духовных академий: плохо учатся, плохо учат, процветает непотизм среди преподавателей. Против соборов вообще: "Собор - дело святое, а святое дело делается не учёными людьми, а людьми веры и благочестия" (2, 547).

Питирим Курский. 27.12.1905. №51. 2, 197-208.

Больше епархий - больше викариатств. За пресвитерский совет - и вообще хорошо о священниках. Оч. кратко.

Евлогий Холмский 21.12.1905. 2, 54-80:

На соборе мирянам право решающего голоса "в вопросах, касающихся урегулирования и усовершенствования церковно-общественной жизни" (55). У патриарха "лишь преимущество чести" (56).

"Разложение и омертвение приходской жизни особенно заметно в городах ... Какое ужасающее нравственно растление! В деревне, в благочестивой простоте нравов, еще держится церковно-приходская жизнь - как завет святой старины. ... Впрочем, ... и в деревне уже глохнет, замирает церковна яжизнь и заменяется фабрично-заводским легкомыслием и равнодушием в Церкви или же совершенным сектантским отчуждением от нее" (61).

За выборность духовенства в идеале, но не на практике. "Пусть будут епископы выборные, пусть к ним будут предъявлены самые стргие требования, но пусть подчиненные ему священники будут представлять стройную, строго дисциплинированную дружину его помощников" Патеры как пример. Ностальгия: "Дом священника существенно отличался от светского дома. Обилие святых икон с возженными лампадами при них, домашняя молитва, часто всей семьей, обязательное присутствование на богослужении всех членов семьи, даже малых детей на ранней заутрени, строгое соблюдение постов и уставов церковных, простота и скромность жизни - вот прекрасные черты духовного быта, увы, теперь более и более исцезающие" (63).

Духовенство на госжалованье, обязательное обложение прихрожан приведет к "распаду приходской жизни" (64).

За участие в общественных учреждениях, "общественно-государственная повинность пастырская должна быть подчинена строгому контролю церковной власти" (79). За облегчение разводов, постов, сокращение служб.

Назарий Нижегородский. 1 декабря 1905 г.. 2, 3-54.

За соборы, ограничение прав синода при патриархе, за уездных епископов, за право женщинам наравне с мужчинами присутствовать на собраниях прихода (6), Против избрания священников приходами - с правом просить о назначении конкретного кандидата или просить об удалении, "но под условием, если за удаление выскажется более двух третей прихожан как мужского пола, так и женского" (15). "Установить обязательную приписку домовладельцев к известному храму, какой изберут они по своему желанию, но, по возможности, придерживаясь известного района" (15), твердое жалованье духовенству. За участие духовенства в политич. органах. "В настоящее время освободительного движения участие православного русского духовенства в общественных учреждениях безусловно необходимо ... Со дня объявления этой свободы враги Церкви, прежде скрытые и связанные охранительной системой Правительство, открыто возвысили свой голос против нее" (39). Участие в земских и уездных собраниях тоже.За чтение Евангелия в середине храма лицом к народу (46). За редактуру текстов. "Всенародное чтение священнических молитв на литургии подняло бы молитвенный дух предстоящих" (51). Убрать из крещения дунуть и плюнуть.

Афанасий Донской, 3 декабря 1905, 1, 589-597. Скорее консерватор. "Неразвитость прихожан" (1, 592) - за духовенство в Думе.

Вениамин Калужский. 9 ноября 1905. 1, 61-72. От комиссии. За патриарха, но с сугубо представительскими функциями, кажется. За участие духовенства в политике.

Иоанникий Архангельский, 28 ноября 1905 г. С. 377-464 (отдельно отзыв архиерея и духовенства). Совещательный голос у мирян, за митрополии, против детализации суда, за юрид. права прихода. С. 380: "Следовало бы предоставить приходским общинам не только заведование материальными нуждами церкви, но и призрение и просвещение и - до известной степени - распоряжение всем церковным достоянием". За участие духовенства в Думе.

С. 383: "Православная Церковь, даже и предоставленная самой себе, должна положиться исключительно на свою мощь и правду, опереться исключительно на великую самодовлеющую силу учения Господа, на Его Божественное покровительство". Однако, в следующей фразе Иоанникий Архангельский пишет, что надеется на то, что император как помащанник Божий "не может оставить деятельность православной Церкви без признания за ней со стороны государства должных прав и преимуществ пред другими Церквами, как за Церковью всероссийскою, государственною, господствующею, истинною и святою". А на с. 3856 в связи с миссией: "Церковь - мать. И, как мать, она не нуждается в опеке своего ребенка - государства". Выбирать и патриарха, и приходское духовенство. За перевод богослужения и введение по желанию прихода. Епископ для единоверцев.

Мнение духовенства Архангельской губ. подано отдельно, более радикально - за решающий голос клира на соборе, а в административных и практических вопросах решающий голос и у мирян (1, 400). "Духовенство должно восторженно приветствовать Высочайший манифест об учреждении Государственной Думы" (1, 418).

 

Георгий Астраханский, 25 ноября 1905 г., 1, 350-377. Верит в то, что освобождение инициативы возможно, за обязательность членства в попечительствах. "Трудно вести дело священнику: что ни задумай он, всё разбивается о равнодушие богатых и бедность бедных" (358). Но за ограничение власти прихода над обществом, ограничение прав юрлица. Верховное право - у епископа. "Народ ещё в массе слишком неразвит, чтобы мог здраво проявить свою правоспособность" (360). Образование должно стоять "на началах истинно православно-русских. Между тем ... теперь все более и более усиливается стремление воспитывать и просвещать народ на других началах: на началах жизни, знания и свободы, и притом с исключением из народного образования элемента религиозного или характера церковности" (371). За коренной пересмотр обрядовой стороны.

Дмитрий Казанский, 29 ноября 1905 г. 1, 314-337. Только о развитии дух. школ, подробно. За возможность выхода в светские школы. "Прежде академия была истинным храмом богословской науки; теперь она стала фабрикой аттестатов для получения гражданских прав и преимуществ и местом укрытия от исполнения воинской повинности для тех, кто по окончании семинарского курса не хотел идти в священники. На этой почве пониженного интеллекта, под влиянием развращающей литературы, и развился в академическом студенчестве уродливый протестующий либерализм" (иначе бы не нужно было их все закрыть - ссылка на событие лета 1905?) - 1, 335).

Антоний Черниговский. 26 ноября 1905 г. 1, 148-157. Коллегиальный ответ. "Народ наш еще настолько мало просвещен, чтобы вообще оценить просвещение и просвещенного человека и чтобы при выборах он главное своё внимание обратил на умственные и нравственные качества кандидата" (151) (против выборности священников). "Очень уж узок кругозор нашего русского простолюдина" (152), не будет платить на семинарии - поэтому против копирования финского устава. "Православная Церковь в деле борьбы со старообрядцами и сектантами отныне должна опираться лишь на свои духовные средства" (156-7).

Серафим Полоцкий. 28 ноября 1905 г. 1, 195-224 (очень раздут). За мирян на соборе. Против выборности духовенства - "вследствие умственной неразвитости населения Западного края и крайней забитости оного со времен крепостного права и вследствие исторической зависимости от помещиков-поляков и католической пропаганды" (1, 213). Выбирать можно, если приход и будет платить жалованье. "Необходимо дать свободу академическим научно-богословским исследованиям, ... с целью более успешной идейной борьбы ... с различного сорта толкованиями по богословским предметам в светской печати, которую меньше стесняет цензура" (219). За сокращение Петровского поста - хлеба у крестьян в это время уже нет, могут лишь молоком питаться (224).

Питирим Курский, 23 ноября 1905 г. 1, 309-313. Кратко и только о приобретении земель. Его же 1, 337-349, 30 ноября - о суде. Против ересмотра канонов. Но за гласность. Соханить значение епископа. За патриарха. Он же, 1, 464-473 за патриаршество и митрополии с соборам, куда спустить дела из центра.

Константин Самарский, 30 ноября 1905. 1, 474-570. Только совещательный голос у не епископов, за митрополии. Резкая критика пассивности приходов: "Интерес к делам приходской общины может быть возбужден предоставлением ей в широких размерах самоуправления" (1, 490). Необходима сперва катехизация. Понятность богослужения - -замена чтения общим пением (1, 492, "нет у народа и истинной молитвы") - исключить возгласы о царе ("спаси благочестивые" - 1, 494) - "Строжайшим образом должно быть воспрещено духовенству (и карательными мерами должно быть поддерживаемо такое запрещение) самому спаивать народ при помочах, которые без общего пьянства не могут состояться, и выставлением вина на сходе для задабривания общества при выпрашивании у него чего-либо" (1, 495). За усиление исповеди и назначение публичных епитимий. Против разрешения венчать браков смешанных - раскольник получил право требовать венчания в православной церкви (1, 565). Клерикальный радикал.

Кирион Орловский, 22 ноября 1905, 1, 571-581. За почетного патриарха, участие дух. и мирян на соборе - юр.лицо приходам, полит. активность духовенства. "Немедленная" (580) русификация.

Тихон Алеутский и Северо-Американский, 1, 581-589. За патриаршество и митрополии. "Преждевременно" выбирать священников (585) - ссылка на Волынского, метафора тяжелой еды больному. Против Розанова и "новопутейцев" За гласное чтение некоторых тайных молитв. За участие духовенства в политике - но чтобы священники проповедовали взгляды Церкви, "а не свои, хотя бы и гуманно-либеральные" (1, 587).

Христофор Уфимский, 3 декабря 1905 г., 1, 655-665. Почетное патриаршество (при Никоне патриаршество в папизм, при Петре в цезаро-папизм, 657). "Ни патриаршество не должно переходить в папизм, ни покровительство Государя не должно вести к цезаро-папизму" (1, 657). За дробление епархий, против централизации. Совещательный голос. Много про братства.

Никанор Пермский, 7 декабря 1905 г., 1, 942-999. Только мнения комиссии, но подробно. Повышение роли прихода, избрание клира. За митрополичьи округа, не настаивает на патриаршестве. Против епископа для единоверцев. За участие духовенства в политике.

Флавиан Киевский. 11 декабря 1905 г. 1, 666- . Совещ. голос. За патриаршество. Оч. мн. про суд. Право прихода на избрание клира. О свободе совести сквозь зубы. "Снимая с православия опеку, Правительство должно пойти навстречу желаниям истинных сынов православной Церкви, стремящихся поставить ее на подобающую высоту ... и дать для достижения этой цели материальные средства" (1, 705). Комиссия: за участие духовенства в думе- мол, оно не будет партийным. "Православное духовенство никогда не обнаруживало тяготения к партийности, столь свойственного католическому духовенству с его стремлениями к светской власти" (1, 719).

Гурий Новгородский, 13 декабря 1905 г., 1, 776-806. Против прав прихода на выборы и денежный контроль (перестанут-де финансировать семинарии). К краткой записке Гурия подробно комиссия, чуть более либеральная.

Арсений Псковский, 8 декабря 1905 г., 1, 807-825. Общее представительство с совещ. голосом у не епископов. Против выборов приходом как преждевременных - "прежде чем народная масса не научится надлежаще применять избирательное право" (815). Ссылки на прот. Иванцова-Платонова. За самоуправление. За патриаршество "Восстановление патриаршества будет знамением освобождения православной русской Церкви от опеки государства ... Избрание патриарха принадлежит Поместному Собору русской Церкви с соизволения Государя. Патриарх управляет Церковью не единолично, а посредством постоянного Синода, в состав которого входят избираемые на митрополичьих Соборах епископы" (1, 825). Его же дополнение №71, 2, 750-752 - резолюция псковского еп. съезда - за казенное жалованье - "для сельских священников - 900 руб. и псаломщиков - 300 руб. в год, при условии соблюдения за ними земельных наделов, а в случае отнятия земли (за исключением 4-6 десятин для усадьбы), - чего духовенство очень желает, - для священника - 1200 руб., и псаломщика - 500 руб."

Тихон Иркутский, 4 декабря 1905 г., 1, 826-854. Совещ. голос у не епископов. Предел в приходе тысяча душ. В епархии не более 250 приходов. Максимом полмиллиона душ. Митрополит избирается епископом. За патриарха. Подано уже в виде проекта устава церкви всей.

Михаил Ермаков (Гродно) - оч. кратко, против разделения на округа. (т. 2, №743, 20.2.1906, с. 807)

Иоанн Полтавский, 8 декабря 1905 г., 1, 920-941. Решающий голос у мирян - вопреки мнению Заозерского, Иванцова-Платонова, Бродовича, которые за завещательный. Объяснение: это же не вселенский собор, не догматику обсуждаем, и исторические презеденты. Выбора клира - но позже, сейчас неразвито крестьянство. Расширить права юридич. лица прихода. Но: за цензуру - против сочинений о. Павла Светлова, Гр. Петрова, Мих. Тареева. За упрощение богослужения.

Дмитрий Херсонский, 12 декабря 1905 г., 1, 1000-1016. Подал мнения трех комиссий, оговорив, что комиссия о суде проявила чрезмерный, но характерный либерализм. Между тем, эта комиссия против избрания клира прихожанами, против автономии приходов. За участие духовенства в думах.

Филарет Вятский, 21.12.1905, 2, 93-118. Приход в 1000 муж. душ, голосовать могут и женщины, о патриаршестве молчит, против права мирян решать вопросы какие-либо на соборах. за выбор духовенства под контролем и с образ. цензом. Приложена либеральная записка преподавателя семинарии А.Красовского против ректуры как этапа на пути к архиерейству - за выборность.

Тихон Костромской, 28.12.1905, №48, 2, 119-152. Против того, чтобы каждый уезд (674) сделать епархией. За патриаршество. Против реформы суда: "В 1870 г. при Св. Синоде для разработки этого вопроса был образован, под председательством покойного митрополита Макария, особый Комитет из лиц духовных и светских. Труды Комитета продолжались несколько лет и ... не удостоились одобрения большинства тогдашних епископов, которые нашли совершенно неуместным перестраивать духовный суд наподобие гражданского. Столь же неуместной оказалась бы подобная попытка, если бы она возникла и в настоящее время. Дело в том, что современный гражданский суд далеко не отличается такими совершенстваим, чтобы стоило ему всецело подражать" (2, 130). Предлагает полумеры: ввести в консисторских суд выборных 2-3 священников. О приходах - одобряет Папкова, 1903. Против выборов духовенства - за мирянами совещательный голос. Иначе "широкий простор разного рода проискам и злоупотреблениям, дававшим возможность людям недостойным путем заискивания подкупов и спаивания влиятельных членов прихода, получать вакантные места" (2, 134). За: упростить славянский язык, сократтиь ектеньи об оглашенных, за жалованье от казны плюс пособие от прихожан. 2, 137: само духовенство отдаешь своих детей "во все учебные заведения, только не в семинарию". "Преподаватели специально пастырских или вообще богословских наук обычно являются в класс ex officio, а потому в каждом их слове сквозит индифферентизм" (2, 137). "Если приход является юридическим лицом при совершении акта укрепления приобретаемого имущества, то он является и полным хозяином его, а это уже противоречит каноническим правилам (Апост. пр. 38-е, 41-е)" (2, 146).

За участие духовенства в политике (выборы):

"Несомненно, что, участвуя в общественной жизни народа, духовенство будет вовлечено в борьбу, потому что и сама жизнь есть борьба добра и зла. Но что дурного в том, если пастырь Церкви, руководясь идеями справедливости и общественного блага, будет стараться дать в общественной жизни этим идеям верх и торжество? Это не только не будет унижать пастыря Церкви, но, напротив, должно возвышать его в глазах общества. Иное дело - партийность как особая склонность к своего рода игре в общественные отношения, соединённой со своекорыстием и интригами. Она действительно может унизить пастыря Церкви. Но нужно полагать, что он более чем всякий другой способен стать выше интриг и своекорыстных расчётов. А тот пастырь, в котором есть эта наклонность к партийности, не освобождается от неё и тогда, когда он лишён возможности принимать участие в делах общественных учреждений: она выльется у него лишь в другие формы, может быть, - более мелкие и, следовательно, более унижающие его положение в среде паствы" (2, 150).

Гермоген Саратовский (Долганев). №61. 7.1.1906. 2, 498-511. "Болезнь неверия или охлаждения к вере ... все вообще недочёты ... может обновить и благоустроить не сибаритствующая наука, ... не внешние формы политического и общественного устройства, как бы идеальны и образцовы они ни казались нашим либералам, социал-демократам и иным покорным послушникам "партийных" начал, ... а только" - собор святителей. Против 32-- нет выборности священников и епископов. Паства слишком невежественна.

БОЛОТО

Гедеон Владикавказский, 25 октября 1905 г. Отписка; за юрид. права прихода, за участие духовенства в общ. жизни. 1, 39-42.

Никанор Гродненский. 28 ноября 1905 г. 1, 225 (одна страничка!).

Макарий Якутский, 19 октября 1905, 1, 598-600.

Антоний Тобольский, 19 ноября 1905 г., 1, 723-724. О патриаршестве молчит, оч. кратко, совещ. голос на соборе.

Никандр Литовский. №54. 9 января 1906 г. Т. 2, с. 328-338. В основном против католиков за "принятие ... репрессивных мер для ограждения в сем крае угнетаемого православия" (2, 337)

Мефодий Забайкальский: За участие духовенства и мирян на соборах, за приглашение представителей греков, армян, католиков, англикан. Не спешить с созывом.

Очень большой и скорее левый отзыв Никодима Бокова:

Из "Отзывов" (т. 2, №73, 17.11.1905, с. 763-806):

За введение округов как средство децентрализации власти Синода, но и за ограничение власти митрополита - в защиту соборности, равноправия епископов. Реформа консистории - совет священников, ближе к апостольским временам. О духовных школах: "Мертвенность настроения на уроках,тоска, а в более живых и впечатлительных натурах - отвращение к классу, глухое раздражение и даже ненависть" (2, 780). Жестко за бедность духовенства как воспитательный принцип: "Нет средств у родителей и принимай от Господа тот жребий, который Он приуготовил их детям жизнью и положением их родителей. Утрата этого-то принципа духовенством и создала в нем и его детях болезненную погоню за высокими жизненными карьерами" (2, 783). Как и в других профессиях - наследственное преемство.

Прекратить борьбу в семинариях ректоров и инспекторов, поставив во главе епископов-викариев (вторых). Усиление роли прихода - чтобы устав финский был допущен и для России. Право суда над прихожанами внутри общины. Чтобы деньги оставались у прихода. За участие духовенства в политике.

Алексий Опоцкий (Тверской):

За участие клира и мирян с совещательным голосом, опасается "вольнодумных и опрометчивых суждений" епархиальных схездов. "Патриаршество должно восстановить в России, как увенчание нашего церковного саомосзнания, как первосвященство в Церкви и воплощение совести для власти земной, которая должна в потребных случаях слышать голос Церкви через ее представителей, наконец - как видимое проявление величия российской Церкви среди других православных Церквей" (2, 809).

Левые

Николай экзарх Грузии. №68. 26.11.1905. 2, 659-730.

Резко против патриаршества как централизации - только председатель собора, резко бранит дискриминацию Грузии, за участие народа в церковном управлении (вспоминает "аксиос"), избрание епископов и духовенства, "с упразднением знаков отличий, с привлечением к избранию представителей от народа ... упразднение духовных консисторий, синодальной конторы" (2, 680). За участие духовенства в политике.

 

Сергий Страгородский. 2, 413-442. Упразднить Синод, избрать патриарха. За епископов не из монахов. У мирян лишь совещательный голос. Подал особо, не читая сам, отзыв №65 - причта Выборгского кафедрального собора (2, 595-598), за участие мирян и духовенства в соборах.

Евфимий Енисейский, №66, 5.1.1906. 2, 599-655. - Сам мнения не высказал, зато препроводил постановления комиссий, которые были довольно радикальны, вплоть до общей исповеди, детских литургий и пр.

Аркадий Карпинский:

За собор "хотя бы один раз в 3 года", за участие клира и мирян. "Недопущение клира и мирян в состав собора противоречило бы основной идее христианской Церкви, именуемой соборной Церковью" (2, 731). Один епископ на 200-250 приходов чтобы раз в 2-3 года мог посетить каждый приход. Приходской храм не далее 5 верст от каждого дома. "Запретить в государстве бродячее нищенство, развращающее бедные классы населения своим соблазнительным дармоедством; организовать благотворительность для таковых на местах их жительства, устрояя ... дома трудолюбия с пособием к местным средствам из общегосударственной казны" (2, 737). Епископ избирается епархиальным собором.

Антоний Вадковский. Т. 2, №53. с. 236-323.

Подробно о структуре Собора (с мирянами). За патриарха. Тут справки: Бриллиантова о том, что миряне в соборах участвовали в лице императора. И.Соколова справка, что в Византии священники имели на соборах право решающего голоса (справки других о том же применительно к России).

Иннокентий Тамбовский (Беляев, ум. 1913, друг Вадковского). №58. 10 января 1906. 2, 443-472. За реформы - "под обновлённое здание великой России" надо подводить и соответствующий церковный фундамент. Предсказывает, что в будущей Думе будет преобладать интеллигенция как представитель "рабочего класса", соответственно, Дума будем учреждением критичным по отношению к Церкви, "прогрессивной, либеральной, с широкой постановкой вопросов и со свободным их решением" (2, 444). Надо реформировать Церковь снизу, чтобы встретить во всеоружие грядущее отделение от государства. "В России, по милости Божией и вследствие присущей русскому человеку преданности своей Церкви православной, отделение Церкви от государства,если бы оно совершилось, не дойдёт до открытых форм гонения" (2, 445). За участие духовенства в политике. "Быть гражданином земли Русской и не участвовать в её строении - положение несправедливое и обидное" (2, 465). Политика - "выражение всесторонней деятельности по устроению жизни мира во всех её разветвлениях на началах евангельского учения" (2, 465).

Тихон Пензенский (Никаноров). №60. 10.1.1906. 2, 472-497. За участие мирян в соборах с совещательным голосом, за автокефалию Грузии: "С точки зрения христианства, для которого ценна сама душа человека, а не внешние политические, племенные, социальные и иные условия, ничего нет преступного в стремлении к автокефальности" (2, 475). За восстановление патриаршества.

Агафангел Рижский, 20 ноября 1905 г., 1, 893-919. Только епископский собор, патриарха не упоминает, за расширение прав прихожан, избрание клира снизу, за участие духовенства в политике. Церковь должна не быть государственной, жить "как без притеснения, так и без покровительства со стороны Правительства, в одной лишь внутренней борьбе с неверием и иноверием" (1, 919). За облегчение постов, против суеверия в иконопочитании. "Желательно также выяснение истинного православного взгляда на чудотворные иконы и на святые мощи ... и изыскание мер к устранению заблуждений и злоупотреблений в этой области" (1, 918). "В наше время трудно найти интеллигентную мирскую семью, даже преданную православной Церкви, сохраняющую устав церковный о постах в точности. Вслед за интеллигенцией идет народ" Причина упадка не в лени, а "перемена воззрений на разного рода пищу и изменяющийся уклад народного быта, в зависимости от новых экономических условий. Необходимо ныне найти идее поста, как благочестивому упражнению не только духовному, но и телесному, более соответствующее настоящим условиям именно русской жизни ... выражение" (1, 917).

Стефан Могилевский. 26 ноября 1905 г. 1, 124-147. За диаконисс (благотворительность). За выборы епископов. На окраинах империи "давление инородческого элемента столь же опасно для православия, сколько и для русской народности" (1, 139). За патриарха с представительскими функциями, ротацию в синоде, частные митрополичьи соборы. За перевод и мир со старообрядцами.

Евлогий Холмский, 15 декабря 1905, 1, 875-892. Только заключение комиссии с отмежеванием от некоторых выводов (не уточняет каких). За митрополии (против этого - с. 876 - был Победоносцев - не разрушат ли митрополии единства страны). За юридич. права прихода - с жестким членством, без ограничений деятельности, с избранием кандидатов в клир. За допуск духовенства в думы. За реформу богослжуения - сокращение ектений, упрощение, пересмотр канонического права, упрощение развода, увеличить число дней венчания.

Анастасий Воронежский. 25 ноября 1905 г. 1, 182-194. За раздробление епархий по 100 приходов, 2000 тысяч паствы, по уездам. Против патриаршества. За перевод, за участие мирян в соборе, за пересмотр канонов - кодификацию, за суд чести для священства.

Паисий Туркестанский. 27 октября 1905 г. 1, 87-93. Левый: против патриаршества, против мифа о загруженности епископата, за передачу всех школ светской власти.

Алексий Вологодский. 9 ноября 1905 г. От имени совещания в сентябре-ноябре. 1, 94-117. За выборность, патриаршества не упоминает, за ограничение власти митрополитов (самостоятельность епископата). Либерализация духовной школы. За участие в политике. "Правда, христианское учение отрицает всякое насилие и не ставит своей задачей социальные и экономические перевороты; но пастыри Церкви как ранее не оправдывали крепостного права, так и ныне не могут оправдывать экономического тяжелого положения малоземельных и безземельных крестьян; их обязанность - напоминать богатым и власть имущим быть справедливыми и сострадательными" (1, 117).

Симеон Екатеринославский. 10 января 1906 г. 1, 118-123. За ограничение патриарха ротацией епископов. Подробно о порядке выбора епископов, за уездных епископов как викарных.

Алексий Таврический. 29.12.1905. №52. 2, 209-235.

Не собирать собор, пока смута. За патриаршество. За юр. лицо приходу. Против выборов духовенства.

Выборы: "Опасение, что духовенство увлечётся в политическую борьбу, неосновательно" (Арсений Харьковский, 1, 53). Нужно "для проведения чистых христианских начал и в этой области" (Вениамин Калужский. 1, 72).


Общие наблюдения

"Всё зло в том, что в нашей деревне живут два одинаково голодных волка - поп и мужик, которые, будучи обречены жить на те скудные средства, которые даёт деревня, и не имея никакого источника дохода извне, должны пожирать друг друга" (Михаил Минский, 1, 75).

"С 1901 г. открылись в семинариях такие печальные события, которые показали, что учащиеся в семинариях сделались совершенно неспособными ... к достижения ... идеала". В 1902 было закрыто более 23 семинарий. "Бурные волнения с террористическим характером" (1, 759). Семинаристы требовали права поступления в вузы, отменить вступительные экзамены в семинарию для окончивших духовные училища, отменить переходные экзамены, расширить программу светских наук, разрешить чтение всех книг, дозволенных светской цензурой. (Иоаким Оренбургский). С. 761: "Общежития представляют обширную лабораторию, в которой современная литература и преобладающие общественные политические воззрения с эвдемонистическим и антирелигиозным веянием приготовляют и выводят на свет экземпляры вроде Гапонов" (1, 761).

 

"В тех городских приходах, где преобладает в составе прихожан элемент текучий (чиновники, заводские рабочие и пр.) и где организовать общину на прочных основах отдельного юридического лица будет затруднительным, общины могут получать характер свободных религиозно-нравственных союзов или братств" (1, 129, Стефан Могилевский).

Братчики в "Юго-Западном крае": сами приобретали соты, с пением гимном изготавливали свечи для храма - когда завели свечной завод при епархии и потребовали только там покупать свечи, братство распалось. Братчики - "лучшие, большей частью пожилые приходане; они дают обет - во все праздничные и воскресные дни посещать церковные службы; в определенные дни в году заказывают нарочитые литургии - или заупокойные за умерших братков ... На похоронах умершего брата должны присутствовать все братчики; во время отпевания покойника они стоят с возжженными свечами. с ними же они сопровождают его и к могиле". Во время чтения Евангелия и Великого входа братчики, зажегши свечи. становятся полукругом около иконостаса (1, 706, киевский комитет).

"В деревнях, где неверие не сделало еще такого опустошения, как в городском и фабричном населениях, преступления буйной, озорной молодежи против собственности и личности, может быть, благовременно еще встретят плотину [в публичных епитимиях], которая окажется еще в состоянии вернуть к надлежащему мирному течению жизнь, которая всюду теперь делается подобной бурливому потоку" (1, 501-502, Константин Самарский).

"Из 50 тысяч церквей Российской империи в 49 тысячах богослужение совершается с чрезвычайными самовольными сокращениями, а также с поспешностью, с дурным чтением и пением: всенощное бдение 1-3 часа, литургия - 45 минут, а вечерни и совершенно не бывает. В сокращении службы происходит полный произвол, зависящий от воли настоятелей, а особенно чтецов и певцов" (Михаил Минский, 1, 81).

"При сильно возбуждённом ныне во всех классах русского народа стремлении к общественности и самоуправлению, клерикальный принцип может повести к тому, что не только наша интелигенция, наполовину уже отшатнувшаяся от Церкви, но и те ещё православно-русские слои, которые не потеряли связей с Церковью, охотнее будут искать удовлетворения своим религиозным потребностям в разного рода сектантских общинах, с их широким самоуправлением и компактной организацией, чем в изолирующей их от себя Церкви" (Стефан Могилевский. 1, 144).


Кроме трех все - за введение митрополичьих округов для борьбы с централизацией власти в синоде, с соборами и судами.

Большинство за автономию по отношению к государству, но при покровительстве государства. Против реформы церковного суда до кодификации церковного права, в целом - за реформу суда. За участие духовенства в политике.

 

 

Но Агафангел Рижский против мирян на соборе, но так либерален.

  крайняя реакция центр либералы
Права мирян 7 на соборе без права голоса, 1 против присутствия (Агафодор) 20 совещательный голос 4 - решающий голос на соборе
второбрачие духовенства     2 (в т.ч. Страгородский)
права юридического лица у прихода, а не у храма Один екатеринбургский - собственность прихода есть собственность епископа.   30
распоряжение деньгами   14 - не миряне, а духовенство. 1- миряне, "до известной степени"
диакониссы     2 - экзарх Грузии и еп. Могилевский.
перевод богослужения     1 (Иоанникий Архангельский)
       
       
       

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова