1900 ГОД: ПОДКУП ИЛИ МУДРАЯ РАСЧЁТЛИВОСТЬ?
В октябре 1900 иерей Константин Смирнов (будущий митрополит и мученик) был переведён из столицы в Кронштадт к кладбищенской церкви. Тут он получал 85 рублей 80 копеек в год против 400 рублей, полагавшихся настоятелю гимназического храма..
Чуть позднее он оказывается главой миссии в Персии и жалуется, что католики занимаются прозелитизмом – подкупают несториан: «Каждый священник сельский из несториан получает около 12 рублей месячного жалования и 50 коп. за каждую совершенную мессу». Напротив, Смирнов «не хотел питать иждивенческих настроений в среде сирийского духовенства, полагавшего, что Русская Миссия должна содержать все сирийское духовенство за свой счет».
Казалось бы, всё замечательно и логично. Однако, пишет биограф (вполне почтительно):
«Он мудро перевел эту расчетливость в положительное русло. Так, Миссия материально поощряла особое усердие по изучению православного богослужения с необходимым для этого проживанием в Урмии при Миссии ... Труды по обучению детей в школах и переводу богослужебных текстов также вознаграждались. Такие трудовые заработки имели в определенном смысле для сирийского духовенства и воспитательное значение».
Готтентотская мораль в чистом виде: когда католик платит – подкуп, когда я плачу – мудрая расчётливость.
См. Деньги в истории. Смирнов. Двойной стандарт. |