В 1753 г. Гросс, исследовавший дело о притеснениях православных греко-католиками
в Белоруссии, писал:
"Приступление к унии церквей самим непостоянным в своей вере попам приписать
должно. Почему необходимо при оставшихся в Польше и Литве греко-русских церквах
определять священников искусных, смирных и в благочестии твердых, иначе надобно
опасаться, что мало-помалу греко-русская религия там совсем искоренится".
Харьковские проповедники конца XVIII - начала XIX в.
*
Белгородский еп. Самуил Миславский в 1771 г. выписал из Москвы француза, который должен был учить студентов Харьковского коллегиума французскому языку. При этом архиерей особо указал, что студенты должны «затвердить прямую французскую, самую парижскую, а не гасконскую прононсию». Более того, владыка специально предписал читать Руссо и Вольтера, хотя оговорил: «Из сочинений сих красноречивых и остроумных мужей выбирать такие, которые ничего не заключают в предосуждение нашей вере» (Лебедев, 1902, с. 166).
Миславский при этом дал прославленным литераторам характеристику, которая может быть приложена и ко всем мыслящим людям:
«Они чем славнее своими дарованиями, тем изобильнее дерзновенными мнениями».
1711 год: антиисламская пропаганда
1711 г., Прутский поход - воззвание Петра I к христианам Адриатического побережья:
"Мы себе иной славы не желаем, токмо да возможем тамошние христианские народы
от тиранства поганскаго освободить, православныя церкви тамо украсить и животворящий
Крест возвысить. Итак, если будет всякий по возможности трудиться и за веру воевать,
то имя Христово прославится наивяще и поганина Магомета наследники будут прогнаны
в старое их отечество пески и степи арабские". - 25
И.Курочкина (Формирование поведенческой культуры русского общества второй половины
XVIII века, (ОНИС, №2, 1999) отмечает специфику русского понимания дворянской
чести: государство стремлось рассматривать дворянина как свою собственность. Государство
и воспитывало дворян, пока на смену принуждению свыше не пришло в конце XVIII
в. "самопринуждение". Поведение стали рассматривать как внешнее проявление внутреннего
содержания личности. На первое место вышел принцип учтивости. Придворная поведенческая
рациональность стала средством укрепления своего статуса и доступа к власти.
Словно специально к войне в Косово появилась в №2 журнала "Вопросы истории"
статья И.И.Лещиловской "Балканская политика Екатерины II", где описвается идеологическая
база, которую императрица подводила под свою "политику". В январе 1769 г. Екатерина
подписала грамоту к грекам и славянам балкан: "Вы же, благочестивые греческие
и славенские народы, естьли хотите низринуть с себя и попрать несносное иго злочестивых
агарян, есть ли хотите воздвигнуть для себя и для потомков своих церковь христову
на камени твердом и привесть ее в совершенную на будущие времена безопасность",
а заодно обрести вольность, "какая приличествует древним завоевателям" — "имеете
теперь случай удобнейший" (31). В рескрипте от 11/22 августа 1769 Орлову она писала,
что цель — "поднятие и ополчение противу неприятеля нашего собственных его христианских
подданных" (с. 29; славян и греков). Неудивительно после этого, что турки уж постарались,
чтобы теперь среди их подданных было как можно меньше христиан. Екатерина не была
первопроходцем, заигрывания с балканскими "христианами" начались за сто лет до
нее. В 1753 г. черногорский митрополит Василеи Петрович просил русское правительство
включить "черногорский принципат" в титул российской императрицы, "почему бы к
оному нашему народу в случае с турками войны все окрестные славяно-сербские народы
присовокупились и отдали б себя под протекцию всероссийскую" (С. 30). Российское
правительство в ответ поддерживали православную церковь на Балканах. В январе
1770 г. сербские кнезы Рашкович и Хаджилазаревич просили Екатерину ввести в Сербию
войска, освободив славян "от тиранства поганского". Впрочем, восстать сербы так
и не восстали, как извинительно пишет исследовательница, им помешали расположенные
всюду турецкие войска. Восстали греки, но с ходу все и испортили — когда им сдались
турки города Миситрия, они вырезали гарнизон и восемь тысяч мирных жителей, после
чего турки начали сражаться ожесточенно — и греки "без сопротивления бежали",
так что набранный из них легион просто растаял. На этом фоне победа при Чесме
в июне 1770 г. казалась победой вдвойне. Правда, при Екатерине все это закончилось
ничем, хотя автор воспевает ее за"государственную проницательность", верный выбор
"стратегических союзников России для обеспечения ее геополитических интересов"
(40).
Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб.,
1889.245 С.
феномены:
естественное право
озабоченность секуляризацией земель и просвещением
53 поколение: энтузиазм старчества
Схимонах Василий, друг Паисия Величкеовского, ум. апрель 1767 г., цит. по ксерокопии
от Лены
из предисловия к сочинениям Григория Синаита
с 103 “Мнози убо чтуще сию святую книжицу святого Григория Синаита, и не ведуще
искуса умному деланию, погрешают правого разума, мняще, яко единых бесстрастных
и святых мужей сие бе дело. И отсюду держащеся, по внешнему обычаю, единаго псалмопения,
тропарей же и канонов, препочивают на едином внешнем своем молении: и не разумеют
сего, яко таковое песненное моление за немощь и младенчества ума нашего предаша
нам Отцы на время, яко да помалу обучающеся, восходим на степень умного делания,
а не до кончины на том пребудем”.
с 111 называет три причины, которыми “отводят” от умного делания: (1) это лишь
святым и бесстрастным мужам; (2) “оскудение конечное наставников” (3) “находящая
таковому деланию прелесть”.
с 107 “Ни мни же сего, благочестивый читателю, яко отводяще нас святии Отцы
от многаго внешнего пения, и повелевающе умному деланию обучатися, наносят порок
псалмам и канонам. Не буди то: зане от Духа Святаго предана суть сия святей Церкви,
в ней же вся священнодействия хиротониею оглавляются ... И несть что в церемонии
церковной человеческо, но все благодати Божия дело ... Но нам слово не о чинех
Святыя Церкви, но о еже во особности коегождо от монахов правиле же и жительстве
есть, си есть о умной молитве, яже тщанием и сердечною правостию обыче привлекати
Благодать Духа Святаго, а не едиными словесы псаломскими, кроме внимания умнаго
устнами точию и языком поемыми”.
Каменский Александр. “По законам и по сердцу бабки нашей...” - Знание - сила.
1995. № 11. С. 76-84. Автор доказывает, что Александр I во многом реализовывал
программу Екатерины Великой. Они одинаково понимали свободу (Екатерина в Наказе
Уложенной комиссии говорила, что “вольность есть право все то делать, что законы
позволяют”, в письме к Безбородко писала о масонах, вводящих “неустройство под
видом незбыточнаго и в естестве не существующаго мнимаго равенства”),оба задумывались
над возможностью отмены крепостного права.
Сарабьянов Д. Некоторые методологические вопросы искусствознания. - Вопросы
искусствознания. 1995. № 1-2. С.5-15. С. 9: Карсавин, Лосский, Хоружий “исторически
обосновывали преимущественно личностный подход в восточно-христианской традиции
в противоположность западном умиру, где преобладала индивидуальность над личностью,
что способствовало различию индивидуализма”. Отражение к портретах 18 в. русских
- где от изображения лика идет лицо, сдержанность в выявлении душевного психиологизма.
Для индивидуализации портрет образа дю подчеркнута характеристичность, но это
в русской живописи лишь там, где в портрете сохраняется парсунность. Рокотов и
пр. стараются вывести образ за пределы здешнего бытия и утвердить причастной к
высшей реальности - это и отличает личность от индивидуальности.
Вдовин Геннадий. [Выступление на круглом столе]. - Вопросы искусствознания.
1995. № 1-2. С. 19-37. Секуляризация не просто скольжение от веры к неверию, профанное
не тождественно атеистич. - новое благочестие, новая теодицея - рассуеверивание
(де ла Бретон), расколодование мира (Вебер). Тринитаризм при ктром человек воспринимается
как троице - отец ум, сын - слово, дух - дыхание. Царствие Божиме ТОЛЬКО внутри
(Тверитинов и под пыткой отвергал посещение храма - с. 30 некто беглый солдат
Евфимий - “странствующая церковь”. Амбивалентность - помолиться и богу, и сатане,
новое место зла. Шествие живоподобия - миметизация. Новая теодицея (я: скорее:
антроподицея).
Вдовин Г. “Не все золото, что блестит”, или “Живой труп”: Заметки о риторическом
эффекте в русской культуре XVIII - начала XIX века. -]. - Вопросы искусствознания.
1995. № 1-2. С. 290-316.
за сто лет с 18 до 19 в пройден путь “от чувствования “живого” в “мертвом”
к осознанию “мертвого” в “живом”. С. 301 - в 18 веке делали статуй Петра, а в
19 писали Живой труп.
cмена противопоставления божест и человеческого права - правом естественным,
натуры - когда, казалось бы, все уже так изящно решили в 17 в - ср Карташев
Огромный количественный род - при Петре 21 млн человек, из них правосл 15 -
при Николае 2 182, из них 115 правосл
Засилье украинцев
Сожжение Иванова - как и Кульмана лютеранами - не от религиозности. Выговор
Стефану от царя
Феофан: власть для народного блага, а народная воля движима Промыслом
1731 - Феофан сживает с престолов Льва Воронежского, Игнатия Коломенского,
Сильвестра Казанского, - с пыткой Феофилакта Лопатинского, Варлаама Псковского
в 37 за лишь однократное поминвение
Елизавета Петр - 43 - от врагов Христовых не желаю интересной прибыли; призвала
Арсения Мациевича
Эйдельман Н.Я. Грань веков. М.: Мысль, 1982. 367 с.:
с. 13. Екатерина 2 особым указом запрещает употреблять слово раб - “Ода на
истребление в России названия раба” - “Красуйся радостью, Россия, Восторгом радостным
пылай”.
с 79 - покровительство мальттийцам, просьба Пию 7 снять запрет Иезуитов, приглашение
Папе в конце 800 г поселиться в Спб, если французы выживут из Италии. “Для Павла
разница церквей была делом второстепенным, малосущественным на фоне общей теократическойидеи,
где упор — не на теос (бог). а на кратос (власть)”. - ср Наполенон, конкордат
планируется именно в это время - тоже вселенскость. Наполеон и Павел равно хотели
поглотить церковь государством.
Я: Не глупость Павла характерно русская, но то, что в России воспринималось
как глупость и самодурство то, что французами воспринималось как ум и величие
Наполеона.
с 151- хар-ки Павла современниками как санкюлота, уравнителя, Робеспьера -
а Наполеон насаждал иерархизм, чем и спасся.
Индийский поход - с 226 - вполне разумен, только участникам не нравился и был
непонятен, а так - противостоянии Англии и пр пр
Чума 1771
Памятники новой русской истории. Т. III. Спб., Тип. Майкова, 1873. Материалы
для истории чумы в Москве в 1771 году. (письмо 31.10.1771). 303-310.
1793: казус Словцова
Памятники новой русской истории. Т. III. Спб., Тип. Майкова, 1873. Проповедник
Тобольской семинарии в 1793-1794 гг.: Материалы для биографии П.С.Словцова. 399.
Соученик Сперанского по Ал-Невской семинарии, по окончании курса в 1791 послан
професосром философии в Тобольск, монашества не принял, был визитатором учебных
заведений, ум 1843, написал книгу о сибири.
10.11.1793. Он говорил проповедь в Тобольском соборе - не понравилась губер
Алдру Алябьеву. Наказан не был. Проповедь по случаю брака императора. Шишковский
назвал проповедь “самая дерзкая и развратительная” 403.
Проповедь “о признаках народного счастия”. “Тишина народная есть молчание принужденное,
продолжающееся дотоле, пока неудовольствие, постепенно раздражая общественное
терпение, наконец не прервет оного. Если не все граждане поставлены в одних и
тех же законах, если в руках одной части захвачены преимущества, отличия и удовольствия,
тогда кк прочим оставлены труды, тяжесть законов или одни несчастия — то там спокойствие
... есть глубокий вздох ... То спокойствие следует из повиновения, но от повиновения
до согласия столько же расстояния, сколько от невольника до гражданина” 401.
Пощадили.
Хронология
1700, 16 дек. - Петр назначает Стефана Яворского местоблюстителем и дминистратором
патриаршего стола
1701, 24 янв. - учреждение Расправного или монастырский? Приказа во главе с
И.А.Мусиным-Пушкиным.
1701, 30 декабря. Указ о назначении монахам содержани по 10 р. деньгами, 10
четвертей хлеба в год (в 1705 уменьшено вдвое). “Нынешние монахи не только не
питают нищих от трудов своих, но сами чужие труды поедают. Начальники впали в
роскошь, а подначальных депржат в нужде; из-за вотчины происходят ссоры, убийства
и обиды многие”. Меры приняты “не ради разорения монастырей, но ради лучшего иполнения
монашеского обещания”.
1713 - открытие круцжка Дмитрия Тверитинова.
1714 - Собор Яворского против Фомы Иванова, иконоборца - предан анафеме и сожжен.
1720, 24 февр. - Утверждение Духовного Регламента Сенатом.
1720, 10 окт. - Закрытие Монастырского приказа.
1721, 25 января - утверждение Духовного регламента после года сбора подписей
(с 24 февраля 1720 года).
1721, 14 февр. - Торжественное открытие Духовной Коллегии. Первое заседание
Синода.
1722, 11 мая. - Указ Петра об учреждении поста обер-прокурора Синода.
1724. №становление подушной подати и приходов: до 150 дворов 1 священник, 200-250
- два, 300 - трехприходные и два диакона. Кафедральный собор — 1 человек штата,
обычный городской собор - три.
1726.- Учреждение Коллегии Экономии Синодального Правления (с 1838 переведена
в ведение Сената).
1727. - Упразднение института инквизитров с протоинквизитором при Синоде для
наблюдения за духовными чинами.
1728 - издание (посмертно) анти-протестантского (и против Феофана Прокоповича)
труда Стефана Яворского “Камень веры” (издан Феофилактом Лопатинским).
1738, 15 апр. - Коллегия Экономии из Синодального ведения передается Сенату.
1762, 21 марта. - Указ о полной секуляризации (отстранении монашествующих от
управления вотчинами). Вновь организуется Коллегия экономии.
1763, 10 марта - протест Арсения Мацеевича.
1763 - доклад в Синод Мелиссинр: свободу старообрядцам, браки с иноверцами,
брачный епископат, отмена жалованья монахам, короче молитвы, борьба с суевериями
- верой в чудеса.
1764, 26 февр. - Указ Екатерины о секуляризации. Из речи ее Синоду о роли духовенства:
“Вы общественные деятели под властью государя и закона евангельского, чтобы научить
законам, служащим правилом для наших нравов”.
1766 - суд над Мацеевичем.
Из Нарышкина
"но как христианин всякий,
а тем болше гражданский начальник
от какова-либо беспорядка церковных персон
чувствую некоторый соблазн и сожаление,
смотря на нехранящих своего сана священников,
утопающих в сугубом чрез невоздержность житии".
Библиография
Григорович Н. Обзор учреждения в России архиерейских православных кафедр и
способов содержания их со времени введения штатов по духовному ведомству. (1764-1866).
СПб, 1866.
Духовный Регламент./Бенешевич В.М. Сборник памятников истории церковного права.
Вып 1-2. Пг., 1914.
Григорович Н. Обзор учреждения в России православных монастырей со времени
введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб, 1869.
Благовидов Ф.В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине
XIX столетия. 2 изд. Казань, 1900.
Леонид. Афонская гора и Соловецкий монастырь: Труд Чудовского иеродиакона Дамаскина
(1701-1706). СПб., 1883.
Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М.,1847. или Москвитянин.1845.
N 4.
Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные. Одесса. 1910.
Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань,
1873.
Луканин А.М. Хронологический указатели узаконений относящихся к духовному ведомству
православного исповедания с 1650 по 1880 г. вып.1-2. Пермь, 1878-1880.
|