Миф о Москве есть искажение истории с целью расширения власти правительства России. Миф имеет религиозный
характер постольку, поскольку полагает возвышение Москвы не случайным, а предопределённым событием. Более того,
миф этот не различает причинности человеческой и Божественной, что характерно вообще для средневековых концепций.
Он полагает, что возвышение Москвы было вызвано и достоинствами её правителей, и волей высшей силы.
Историк, если только он не поддаётся давлению правительства (которое в России часто давит сильно), не может
не отвергать принципиально самой постановки вопроса: почему Москва? Почему реб Тевье купил корову, а не лошадь?
Почему Тверь, в начале XIV столетия безусловно сильнее Москвы, в середине столетия так же безусловно слабее?
Во-первых, недостаточно источников для ответа на этот вопрос. Невозможно узнать, чем было вызвано губительное
для Твери восстание 1327 года. Во-вторых, не имеет значения, Москва или Тверь набирали силу. Двести километров
между Москвой и Тверью, с точки зрения стороннего наблюдателя (например, китайца) не имеют ни малейшего значения.
Важно, что миф о Москве (который мог бы стать и мифом о Твери) - типичный европейский миф о мудром правителе,
который стоит у истоков государства. Роль такого правителя была навязана Иване Калите спустя несколько десятилетий
после его кончины: в "Слове о житии и преставлении" Дмитрия Донского Иван назван "собирателем
земли Русской" (ПСРЛ. Т. 4, ч.1, вып. 2. С. 351). Такой правитель не активен, он пребывает в своеобразном
сне, в пещере, словно ребёнок во чреве матери, но в нем, как и в плоде, уже существует целиком будущая держава.
Для современников Калиты было важно только, что он не выступал против власти хана (в отличие от князей начала
XIV века), поэтому на Руси не появлялись монгольские отряды. Для детей Калита - единственный из прямых предков
московских князей, который владел великим княжением Владимирским. Однако, это был всего лишь титул, тем более
ничтожный, что великие князья Владимирские были подданными монгольских ханов. Земельные приобретения Калиты
не были велики и не были прочны, потому что земли присоединялись не к Москву, а именно к Владимирскому княжеству.
Реальное значение имели денежные доходы с земель Владимирского княжества, которыми поступали тем, кто владел
титулом великого князя.
С 1988 года (когда на короткое время Даниловский монастырь стал единственным крупным православным центром Москвы)
предпринимались попытки сделать мифологическим святым основателем Москвы Даниила Александровича, но они не увенчались
успехом.
См. отдельно биографии: митр. Петр. Михаил
Тверской (1318).
*
После смерти нижегородского князя Михаила Андреевича, сына Андрея Александровича, Юрий овладевает Нижним, хотя
теоретически на выморочный удел имел право великий князь Владимирский (т.е., Михаил). В 1311 сын Михаила Дмитрия
Михайлович пытался отобрать у Юрия Нижний, но его остановил митр. Петр, "не благословивший" этот поход
(Горский, 2003, 46). (см. светскую часть).
Житие Петра Ростовского (ПЛДР, конец 15 - первая пол. 16 в.)
Хорошо помнят нашествие Ахмыла, посла хана Узбека в 1322 г - с Калитой пришел
на Русь и разорил Низовские города и Ярославль, взяв большой полон. -
Кирилл еп. Ростовский ходит в Орду к хану Берке, получает от него почет - позднее
сын хана исцеляется святой водой из Ростова, за которой посылают специально -
причем владыка велит петь молебны по всему Ростову - и сам идет в орду - и хан
в благодарность велит давать ежегодную дань соборной ростовской церкви.
Обращение Петра - услышал пение “яко же аггельска”, потому что тогда левый
клирос пел по гречески, а правый по русски - т.е. греческий язык особо ангельский?
Покупая землю под монастырь, Петр просит место “ров копати, якоже в Орде бывает,
да не будет погибениа месту тому” (ПЛДР, 28). - ср. канавка Серафима.
Невесту уже крещеному сватают из рода ордынских вельмож, которые якобы тогда
еще жили в Ростове - т.е. предполагается, что родство по крови важнее веры - впрочем,
с женой его обвенчал владыка - что за притча.
Нападки на внуков Петра: “Род татарьскы - кость не наша, что се есть нам за
племя” (ПЛДДР, 32). и в конце Ахмыл, признавая в Петре родича - причем после исцеления
- “Царева кость, наше племя” (36) - в переводе “Ханская кость”.
Во время нашествия Ахмыла бежали и князья ростовские, и еп. Прохор но Игнат
Петрович, правнук Петра, нагоняет владыку, и требует идти навстречу Ахмылу - тот
идет. Игнат берет “тень царскую - кречеты, шубы и питие” (34).
Юмор - отстранение: Ахмыл спрашивает о духовенстве: “А си кто суть в белах
ризах и хоруговь сиа, егда сещися с нами хотят?” (34)
Епископ исцеляет сына Ахмыла, дав ему выпить воду.
Психология: Петр и Павел являются и епископу, причем подкрепляют требование
построить церковь угрозой: “Не сотвориши, то смертию умориве тя” (26).
30: Петр молчит, уединяясь, не понимая, как произошло чудо - после чего его
хотят женить. Перед смертью принимает монашество.
1347.
Новгородцы “даша жалованье городу Пскову: посадником новгородским во Пскове
ни седети, ни судити, а от владыки судити их брату псковитину”
ПСРЛ т 3, с. 227
- то есть, оформление фактического положения дел юридически с надеждой, что
после этой уступки псковичи будут платить суд - чего не было.
1348 - шведский король Магнус Эриксон по сообщению 1 Новг с 342 - предложил
предварить поход против Нгрд съездом, на котором бы философы поговорили “про веру”.
“Аще ваша будет вера лучши - яз иду в вашу веру; аще ли будет наша вера лучши
- вы пойдите в мою веру”. Магнус начал войну, взял орешек, Новгород его осадил,
псковичи заявили, что не могут долго участвовать в осаду - новгородцы им припомнили
все уступки, включая церковный суд. Просили хотя бы уйти тайно, ночь., нго псковичи
демонстративно поехали в полдень “ударив в трубы, в бубны, в посвистели. Немци
же то видивше, почаша смеятися” - ПСРЛ, 4, 4 Новг. 59. И Василйи отлучил псковичей
от церкви - лишь в 1352 те сдались и во время чумы послаша послы своя в Новгород,
зовуче со слезами Василия архиепископа новгородцкаго - тот поехал, благословил,
и умерп от чумы, едва отъехав т Пскова. - умер 3 июня 1353 года молебствуя в Пскове
на его место вторично Моисей
1354 (55?) , посол новгородского владыки из КП приносит ему грамоты “о проторех
на поставлениах и о пошлинах святительских” - то есть, видимо, против стригльников.
ПСРЛ 10 с 227
1363 - преп. Сергий посещает Ростов, свою родину, где встречается и с препп.
Феодором и Павлом, основателями пустыни на р. Устье, и благословляет их на строительстве
храма во имя Бориса и Глеба.
Ист.: Наст. кн. священнослужителя., 2, 212.
1375. Казнь стригольников
Исповедь земле. Алмазов, Тайная исповедь, 202: по ркп 17 века: с приписанием
Ареопагиту “Исповедание грехов повседневное” “ Егда кто хощет сице исповедатися
господеви богу своему, то особь, наедине став, воздев руце свои на небо и крестообразно
распростер или пады лицем на землю и руце також крестообразно распростер тогда
вспоминай грехи своя”
В конце того же года владыка Алексий сходит с кафедру - через несколько месяцев,
видимо, после казни стригольников. Вероятно, предполагает Рыбаков, имел место
самосуд над стригольниками. Об Алексии ни разу не упоминается, что он боролся
с еретиками. 9 марта 1376 вече торжественно просит Алексия вернуться 13 августа
1376 он на две недели едет в Москву к Алексию митрополиту с посадником и многими
боярами.
В 14 век? архитектура?
Выписываем еще совершенно замечательную сравнительную характеристику разных
типов церковной архитектуры, данной митр. Вениамином (опуская характеристику готики,
к которой он был просто нечувствителен):
“В закругленных куполообразных храмах, ... с Айя-Софии и до многих сельских,
с розоватыми черепичными крышами церковок, везде чувствуется совершившееся уже
сошествие Неба (куполов, круглых окон, закругленных стен и крыш и даже коротких
крестов) на землю. Спасение уже вот тут, у нас: приходи, бери, радуйся, благодари
Спасителя, славослови Ему, торжествуй!
Нам, русским, такое торжество и радость даже не под силу. Потому наши русские
ходчие потом стали строить полутемные, смиренно-покаянные, с уютными уголками
церкви; теснили продолговатыми окошечками храмы псковско-новгородского стиля;
но отчасти соединяли с ним и греческую кругообразную форму стен и куполов. Таким
образом получился весьма своеобразный “русский” стиль: сочетание покаяния с надеждой
на спасение.
Лично мне трудно было бы ежедневно стоять на молитве в таких торжественных,
светоносных, роскошных куполообразных храмах, как Святая София. Это можно было
бы испытать разве несколько раз в году, а иначе для грешного сердца было бы чрезмерно
“сладко”. Потому мне нравились скромные сельские церковки, особенно старого стиля”.
-
Федченков Вениамин, митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. - 447 с.
- 30 000 экз. - Предисл. А.Светозарского.
с. 365.
Данилевский И.Н. Западноевропейские земли в летописном понятии “Русская земля”.
- Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996.
Сс. 53-56.
В “Списке русских городов дальних и ближних” 1387-1392 гг. есть и польские,
валашские, литовские города с русскоязычным населением, но есть и болгарские -
вплоть до Тырново. Возможно, это отражает отождествление Русской земли с православной
землей.
Елисеев Г.А. О восприятии апокрифической литературы в Византии, на средневековом
Западе и на Руси. - Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.:
Наследие, 1996. Сс. 109-111.
Равнодушие к апокрифам на Западе, там не было гностицизма. Апокрифы сочиняли
до 12 в. как рассказы из священной истории (апокрифами были и тексты мистерий).
В Византии сочинение апокрифов остановилось в 5 в., но их элементы широко использовались
церковными авторами (на Руси — Кириллом Туровским). На Руси апокрифы были приняты
как вполне достоверные части предания, и разрыв с Византией этому способствовал.
В Толковой Палее они даны как канонические тексты. Митр. Киприан в начале 15 в.
ввел новый индекс, но безуспешно, индексы использовались в основном не для определения
апокрифов, а для запрещения суеверных и гадательных книг. В конце 15 - начале
16 в. Иосиф Волоцкий и архиеп. Геннадий активно ссылались на апокрифы, из включил
в свои минеи митр. Макарий. Однако, вред апокрифов нейтрализовывался “благодаря
точным комментариям и контексту”. После реформы 17 в. апокрифы сохранились только
у старообрядцев.
1305 - смерть митр. Максима. Конфликт между кандидатурой из Владимира Геронтием и кандидатурой Петра, игумена монастыря
на Рате, выдвинутой мволынским князем Георгием Львовичем. Геронтием отвергнут якобы под предлогом: "Не
достоит миряном избрания святительского творити". Хотя Петр и сам кандидат светской власти. Искусный компромисс:
Петр был кандидатом на Галицкую митрополию, но патриархия не удовлетворила просьбы о создании таковой, однако
сделала именно галицкого кандидата митрополитом всея Руси. Такова версия Киприана в его житии Петра; документы
свидетельствуют, что Галицкая митрополия была создана еще до смерти митр. Максима в 1304 г., на нее был поставлен
Нифонт.Т.о., вернее говорить о схеме, которая позднее была повторена в случае с Киприаном.
стригольники - cвязь их с иерархич и национ проблемой через Анкидина тверского,
обличшего митр Петра
борьба с Новгородом из-за месячного суда
национ. проблема: Польша, Литва, Волынь, - митрополии
гуманизм, исихазм и монастырское возрождение
введение распространявшегося КП иерусалимского Типикона - точнее, Типикона
палестинского мнря св. Саввы. - систематически с Киприана и окончательно при Фотии
в 15 веке. Проявление - по Мейендорфу - стремления добиться богослужеб и канонич
единства.
Второе южнославянское влияние дало святоотеч переводы - аскетич, не основное
богословие.
митр. Феогност осудил сочинения паламитов как эллинское многобожие и присоединился
к нафеме на них - 1344 год.
Голубинский первый “На небо взирающе, тамо Отца себе нарицают” - отвергая земных
Проблема просвещения - обрядоверия
сригольник - профессия или кличка?
обличение Симонии - и пиетет перед Евхаристией как его исток
невежество духовенства - отрицание магистериума и право мирян учить
ложные толкования:
стригольницы ни священия имущи, ни учительского сана, сами ся поставляют учителя
народа
каноны осуждают симонию но не церк землевладение - так могли и стригольники
поступать
Стефан Не для того деля дал Христос Евангелие в мир, чтобы почитая его смотрити
того слова чим бы кого укорити
призывы Фотия не допускать стригльников в вь - значит, они-то от нее не отделялись,
а туда шли.
Фотий: еванельских благовестий и преданий апостольских и отеческих не верующе
исповедь земле
Д Лихачев - фрески волотова экспрессивны - религиозное вольнодумство
Т Сидорова - “прямой ответ новгородским еретикам” бунтовавшим против евхаристии.
Отлич черты церковной апологетики - гиперболизация, преувеличение
мектафоричность - сравнение с другими ересями
субъективация - оценка вместо реферата человек в Бога не верует - мб и верует
доведение до абсурда
1375 - низвержение Карпа, диакона Никиты и третьего в Нгрде с моста - но еретиками
до 1468 года названы не были
Дионисий приехал на Русь в 1382 после девятилетнего отсутствия в Кпле - значит,
поручение привезти грамоты против стригольников мог лишь в 1373-5 гг. Позже имя
Нила было переправлено на Филофея - греч оригинал в Новгород, русский в Псков.
Патриарх называет стриглоьников сынами и чадами “отлучившимися от церкви”
Различие мзды и исторей - истора
якобы они грят, что Христос днесь на земли церкви не имат
1386 - Стефан в Новгороде. Обращение пермяков как антиновгородский акт (борьба
за Подвинье)
прибыл в Новгород 22 марта 1386 -
в послании в качестве крайнего средства б-бы называет лишь бойкот и изгнание,
а не мекч.
Заменили имя Стефана на патр Антония, навесив начало грамоты Антония в Нгрд
от сент. 1393 года.
1395 - Киприан в Нгрде, недоволен им отказ платить суд, и поехал в Псков и
взял у них деньги в обход Нгрда “на весь Новгород нелюбие держа” - причем привез
в Псков грамоту митрополита - видимо, Стефанову, ктрая так и лежала без движения.
Правосудье Митрополичье: “И вы когда узрите недостойного царя или князя или
епископа и вы ся тому не дивите, Божия промысла не оглагулуйте, понеже по делом
вашим таковаго властелина посылает на нас по грехом нашим”.
1416. Послания Фотия обращены не к стригольникам, те ни разу не названы еретиками.
1490. Послание Геннадия.
Пентковский А. Из истории литургических преобразований в Русской церкви в третьей
четверти XIV столетия: Литургические труды святителя Алексия, митрополита Киевского
и всея Руси. - Символ. № 29. - 1993. С. 217-238.
Иерусалимский устав - в киновиальной кпльской версии - сменяет в 14 веке и
студийские типиконы, и соборн-приходской устав, восходящий к Типикону Великой
Церкви. Первыми иер устав принимают афонские монахи-исихасты, которых привлекает
“сравнительная простота богослужения” монахи, живущие келиотски, в удалении друг
от друга, собирались вместе лишь в воскресенья и праздники, им нужен был ежедневный
устав личный - личный!!! - Симеон Фессалоникийский и говорит, что чин Иерус Устава
соблюдается, “потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен
для монахов, и он часто выполняется в киновиях без пения” - Симеон, 1856, с. 404-405.
К новому уставу был приспособлен весь комплект богосл книг, Филофей Коккин
составил и суточный круг заново, - диатаксис.
На Афоне и первые славянские переводы Иерус устава - 1331 некий грешный Роман
делает перевод для сербского Хиландарского мря, но уже в 1319 сербский архиеп
Никодим переводим иерус устав для своей соборной цви - наконец, патр Евфимий переводит
уста литургии, составленный Филофеем Коккиным и служебник. Наиболее ранний сербский
типикон - Данилчев Типик 1416 г. На Руси проводники иерус устава сперва греки
- в Твери в 1317 Фома Сириец дополняет список иерус устава - послание Филофея
Сергию об общежит уставе - зимой 1376-7 гг принесено Георгием Пердикой и Ио Докианом
- хотя в послании нет ничего про литургию.
Также русский пер Иерус устава - Гим Син 329 - указано в тч под 20 дек о смерти
мир Петра - впоследствии память Петра была перенесена на 21 декабря из-за предпразднества
Рождества. Устав написан при митр. Алексии. Особенность: на проскомидии выделено
моление о князьях, чего нет в греч оригинале. “Рассматриваемый текст является
одним из первых свидетелей литургич проявлений будущей российской “симфонии” -
с 227 и указание на чин причащения имп-ра, составленный Фтиларетом. Устав видимо
переведен во второй половине 60-х годов (Чудов основан в 1365).
Митр Исидор в 15 в привез в Ватикан с собой список устава из Чудова, где своей
рукой аписал названия епархий своей русской митрополии. Редакция устава митр Алексия
не получила широкого распространения, иерус устав получил популярность лишь в
конце 14 в. в новой редакции - здесь в общебогослужебной части было много общежительных
глав из Тактикона Никодима Черногорца, а не статьи об общей трапезе из устава
митр. Алексия (восходящие к уставу Феодосия Печерского). Верхняя границы новой
редакции - 1401 г., когда в Кпле Афанасий Серпуховской составил Око церковное.
1348. Шведский король Магнус Эриксон выступил в поход на Новгород. Летописец
сообщает, что король предложил сперва устроить съезд, на котором бы философы поговорили
“про веру”. “Аще ваша будет вера лучши - яз иду в вашу веру; аще ли будет наша
вера лучши - вы пойдите в мою веру”. Магнус начал войну и взял Орешек, Новгородцы
и псковичи его осадили, но псковичи заявили, что не могут долго участвовать в
осаде. Новгородцы просили хотя бы уйти тайно, ночью, но псковичи демонстративно
поехали в полдень “ударив в трубы, в бубны, в посвистели. Немци же то видивше,
почаша смеятися”. Василий Новгородский отлучил псковичей от Церкви. Лишь в 1352
те сдались и во время чумы “послаша послы своя в Новгород, зовуче со слезами Василия
архиепископа новгородцкаго”. Тот поехал, благословил, и умер от чумы, едва отъехав
от Пскова 3 июня 1353 года.
Феномены: национальное начало становится не столько в конфликте с татарами,
сколько друг с другом - с украинцами. Так что национально-освободительная борьба
с чужими не первична, национальное начинается, когда разделяется народность внутри
себя, культурное строительство ведет к развитию наций. Некоторые потенциальные
нации подавляются - у нас это Новгород и Тверь, затяжной с ними конфликт.
1347. Послание новгородского еп. Василия о Рае.
«Муки и ныне суть на западе: много детей моих, новогородцев, видоки тому на
Дышучем мори: червь неусыпающий, и скрежет зубный, и река молненая Морг, и что
вода входит в преисподняя и паки исходит 3-жды днем». Просто «не речено богом
видети человеком святаго рая». Счастье – невидимо, несчастье – зримо.
«Егда Христос иды на страсть волную и затвори своима руками врата градная,
и до сего дни не отворены суть»
«Когда Христос шел на страсть добровольную, и затворил Своими руками врата
городские, и до сего дня не отворены».
Духовный рай будет, но и прежний есть, полный света.
Переживание монгольского ига – Задонщина – «А от Калатьские рати до Момаева
побоища 160 лет».
В Задонщине благословение Сергия не упоминается, только Пересвет и Ослябя.
Христианская вера наравне с обидой Дмитрия Донского.
Мораль Задонщины: «Уподобилася еси земля Руская милому младенцу у матери своей:
его же мати тешит, а рать лозою казнит, а добрая дела милуют его».
|