*
Свящ.Андрей Дудченко - Киев, Московский Патриархат:
"Спустя 300 лет после того как де-факто признавались границы Моск. патриархата, включая Киевскую митрополию, трудно заявлять о том, что переподчинение Киева Москве - "исторический миф". Это реальность" (2010 год, запись в блоге.
Сама суть большевизма - и предшествующего ему царского деспотизма - в подмене права силой. Завоевали - значит, реальность. Единственное право - право силы, и если есть силы долго удерживать украденное, то украденное становится неукраденным. Когда же вдруг реальность бунтует, недоумение: эт-та что такое?... Так вот, с точки зрения "де юре" - "де факто" это и есть миф. Де факто - князь мира сего сатана, а де юре - это миф... Что до Константинополя, то греки лукавы, продажны, трусливы, но одно достоинство у них есть - возраст. Римляне, готы, хазары, русские... Многих они повидали, многим льстили, но на бумаге - ни-ни... Так что кончатся газ и нефть, кончатся покупалки и стрелялки, и тогда греки покажут Кремлю с прилегающей под ним Патриархией, что де-юре - это не кот чихнул, что братки с их "реальностью" по их "понятиям" - это в Москве (ну, и в Киеве для кое-кого) цари и боги, а на Фанаре они - до фонаря...
*
Елена Новосёлова в кремлёвской "Российской газете" (28.7.9) озаглавила текст о поезде патр. Кирилла на Украину: "Патриарх Кирилл начал духовный диалог между Украиной и Россией".
Во всём тексте - ни слова о диалоге. Сплошной монолог патриарха. Монолог агрессивный - с отказом считать хотя бы потенциальными собеседниками украинских православных, не входящих в Московскую Патриархию.
Вот поэтому "Московская Патриархия" - синоним имперализма и большевизма, принципиального невидения другого. Отказ от диалога тут и альфа, и омега. Компромисс тут понимают как полную и безоговорочную капитуляцию перед собой.
*
Сергей Бычков:
«Украинская Церковь обладает огромными полномочиями и, по сути дела, является автокефальной Церковью. Те права, которыми её наделил Томос 1990 года, даровали ей буквально всё. Поэтому призывы, что единой Украине нужна единая независимая Поместная Церковь – это всё словоблудие. … Игумен Иннокентий (Павлов) … рассказал, как он готовил документы к Томосу. … он взял Устав Автономной Японской Церкви, убрал из него слово "автономная" и поставил, как сказал ему тогда еще архиепископ Кирилл, "самостоятельная и независимая". … самостоятельная и независимая – это и есть автокефальная. Просто можно заменить в Томосе эти слова, если возникнет такое желание, но суть от этого не изменится. Они самостоятельно рукополагают епископов, а Москва только одобряет это. Они самостоятельно создают новые епархии, даже не отчитываясь перед Москвой. Этот Томос даровал им неслыханную свободу» (интервью «Порталу-кредо», 29.7.2009).
Если «суть от этого не изменится», почему так упорно отказываются признать автокефалию Украинской Церкви? Перенесём эту логику на светский материал: Бычков (и прочие) повторяют риторику российского империализма: в составе империи Украина, Грузия, Литва имеют полную свободу и независимость. Чего им ещё надо?! Ничего не изменится, если они будут объявлены независимыми странами. Ведь ничего по сути не менялось, кстати, для «стран социалистического лагеря». Формально они были независимы и свободны, реально – они были базой для российских («советских») танков.
Украинские приходы составляют треть приходов РПЦ. Причём, украинские приходы – сравнительно полнокровные, а из 20 тысяч приходов РПЦ две трети образованы в последние 15 лет и влачат обычно довольно хилое существование, особенно деревенские. Без украинских приходов станет ещё очевиднее, что РПЦ МП – не великая Федура (что, как известно, само по себе тоже не говорит ничего о субъекте), а тощая злая баба, которая подкладывает себе под платье подушку, чтобы казаться беременной и получать поэтому от органов опеки всевозможные дотации.
*
Патриарх Кирилл на Украине назвал признание голодомора геноцидом украинского народа – «братоненавистнической историософией».
По этой логике, рассказ Библии об убийстве Авеля Каином тоже – братоненавистнический. Зачем называть Каина по имени? «Отдельные силы». "Голод - это последствия конкретных политических шагов, а также природных катаклизмов" (Гундяев). Гитлер-тест: "Освенцим - это последствия конкретных политических шагов...".
Кремлёвские газеты представили дело так, что памятник голодомору - девушка с колосками - напоминает об "указе о колосках" (Новосёлова). Но "указ о колосках" вышел много лет спустя после голодома.
На всякий случай: о полемике вокруг голодомора см. статью Грациози, там указаны и другие матералы.
*
Патриарх Филарет (Денисенко):
«Выступления и заявления патриарха Кирилла относительно Украины подтверждают — он едет к нам не только для того, чтобы служить и молиться. Он едет продолжать то дело, которое вершил два последних десятилетия. Он едет пропагандировать политический проект интеграции Украины в Россию, пропагандировать возвращение к тому единству под властью Кремля, от которого, с благословения Божьего и по воле народа, Украина избавилась в 1991 году. В устах патриарха Кирилла, как и в устах многих российских политиков, этот политический проект может носить разные названия: "Святая Русь — Россия, Украина и Беларусь", "историческая Русь", "восточнославянская цивилизация", "единство православных народов". Но под разными названиями кроется одна сущность — лишение Украины ее независимости».
Мнение патр. Филарета тем более солидно, что он – плоть от плоти кремлёвской номенклатуры, клон покойного патр. Алексия, прекрасно понимающий все оттенки кремлёвского новояза.
Р.Лункин противопоставил патр. Кирилла и Кураева. Первый умерен, второй радикал, грозит Украине гражданской войной. Противопоставление ложное. Заявление патр. Кирилла «Есть такая поместная Церковь!» и по форме радикально (воспроизводит знаменитый выкрик Ленина «Есть такая партия!»), и по сути.
Кураев просто выполняет свои служебные обязанности шута, который повторяет то, что сказал король, только со свистом. Его утверждение, что Украина – империя, потому что в ней разнородное население, есть классический софизм. Империя есть именно попытка сделать население однородным. Имперские усилия никогда не увенчиваются успехом, но это не отменяет их направленности. Российская империя довольно успешно многие народы просто стёрла с лица земли, у многих уничтожила национальную самобытность, подменив её искусственным «фолком». Невероятно разнообразна Европа – настоящая, а не закатанная в асфальт Россия.
Гражданская война, которой Кураев пугает украинцев, начинается не тогда, когда сторонники самобытности восстают против имперского центра. Такие войны бывают, но они не гражданские, это войны за национальную независимость. Но российский империалист смертельно боится признать, что такие войны бывают – «национальная независимость» для него немыслимое сочетание. Может быть «союз нерушимый республик свободных».