ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ШАЛУНЫ: КАЗУС ШАРГУНОВА-СЫНА
Пришвин в 1930-м году назвал интеллектуалов, пошедших в услужение к власти, «государственными шалунами». Речь шла, к примеру, о Горьком. «Шалун» замечательно точно, потому что выявляет глумливость, в разной пропорции присутствующую в конформистах. Глумливость может доходить до цинизма, может ограничиваться актёрством, может быть почти серьёзной.
Различие между серьёзным и несерьёзным хорошо видно на примере отца и сына Шаргуновых. Отец (московский священник) искренен и в своём монархизме, и в нападках на «кощунства», и в поддержке Зюганова. Младший выглядит серьёзным в каждый отдельный момент. Вот он всерьёз секретарь Юрия Щекочихина, по меркам Лубянка радикального либерала. Затем он так же искренне с Эдуардом Лимоновым, жертвует ему свою литературную премию.
Вот на вопрос об отношении к Путину, он искренне отвечает:
«Вырвать ядовитую грибницу. Это шаг верности России, продиктованный желанием видеть Родину могущественной и великолепной, а не погрязшей в маразме, который нам навязывают сегодня внезапно окрестившиеся "правые интеллектуалы". В России обязательно будет революция, она пройдет под державными лозунгами, и нужно делать все, чтобы ее возглавила патриотическая организация "Родина". А сейчас пока идет "контрреволюция дубов": бездельники, когда все уже разрушено, вдруг вспомнили о державе, поддерживают фальшивые, сконструированные Сурковым декорации. … Когда мы вроде как против Путина, но в чем-то вроде как и "за" — это шизофрения и маразм. Нужно твердо определиться».
А годом позже он уже в партии "Справедливая Россия".
Вот в повести «Ура!» Шаргунов-сын пишет:
«Я родился в семье священника, был воспитан крайне религиозно. Родился в позднем совке, при этом в семье священника, прикинь! … Никто не задумывается о мужестве тех простых парней, которые взрывали храмы, рвали окладистые бороды, плевали на иконы. Каково убивать, убивая надежду в себе! Что я думаю про религию? Меня воротит от заплаканных, от кликуш, от потусторонних проповедников. Они выцеживают все соки из жизни, из глины, травы и снега».
«По сведениям Станислава Гробовского, - пишут А.Муравьёв и М.Ситников о младшем Шаргунове, - сын именует батюшку Александра не иначе как "мракобесным попом", рассказывая, что он (Сергей) не только не является православным, но и даже принимал участие в "сатанинских мессах" вместе с "поэтессой-наркоманкой" Алиной Витухновской». Но тут же помещают цитату противоположного содержания:
«Отношения с отцом у меня самые теплые, мы общаемся почти каждый день, отношусь и всегда относился к нему и его деятельности с великим почтением».
Скорее всего, оба текста отражают действительность, шаловливую и шалую одновременно.
Глумливость не шалит, а гадит. Глумливость бескорыстна – она исходит от людей, уже всё имеющих, только бы вот ещё покуражиться над всем и вся. Шаловливость есть игривость не детская, бескорыстная, а нацеленная на приз, на похвалу сверху. Хотя, при случае, шалун может и куснуть, и свергнуть, чтобы самому усесться на первое место.
Интеллигентская ирония хороша против глумливости и цинизма, но против шаловливости главный щит (меч тут неуместен, как и всюду) - предельная и интеллигнетнейшая серьёзность, понимание и неучастие - или, говоря языком православного фольклора, воздыхание со словами "Не твори тако, а твори инако".
* * *
В январе 2012 года:
"На Манежной площади состоялся санкционированный митинг КПРФ под лозунгом "За честные выборы". К коммунистам присоединились представители ЛДПР, Федерации автовладельцев России (ФАР) ... "Все те, кто пришел сюда, должны участвовать в одном массовом протесте",— поддержал президента ФАР писатель Сергей Шаргунов Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/1856875