Борис Холчев
Его: Огласительные беседы. О нём в письмах Руднева, 1917; Свенцицкий, 1997.
Борис
(Холчев) (7.6.1895, Орел - 1971, Ташкент). Родился в обычной купеческой семье,
но с детства поражал всех твердым, спокойным, самостоятельным характером, сильной
волей, серьезностью, которой доверяли все окружающие. Окончил историко-филологический
факультет Московского университета в 1920 г. и стал психологом. Был в эти годы
прихожанином св. о. Алексия Мечева и одновременно духовным сыном оптинского старца
Нектария. Стал ученым-психологом. В 1922 году был впервые (ненадолго) арестован
в ходе кампании за изъятие церковных ценностей, но выпущен. Переехал в Москву,
работал тут психологов, но 21 апреля 1927 г. еп. Бийский Иннокентий рукороложил
его в диаконы в Никольской церкви в с. Котельники, а 21 июля 1928 г. он был рукоположен
в священники еп. Арсением (Жадановским) в церковь Николы в Клёниках в Москве, помощником о.Сергия Мечёва.
Принадлежал к духовенству, которое не признало начатого митр. Сергием сращивание
Церкви с государством. 16 февраля 1931 г. он был арестован и осужден на пять лет
концлагеря как организатор "антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного
культа". После освобождения в 1938 г. десять лет жил в ссылке в Рыбинске.
После войны признал легитимность Московской Патриархии и получил возможность священствовать
в Средней Азии. С 1949 г. он был священником в Фергане, в церкви преп. Сергия
Радонежского, а в 1953 г., когда епархию возглавил только что хиротонисанный во
епископа Ермоген (Голубев), Холчев был переведен в Ташкентский кафедральный собор.
7 октября 1955 г. еп. Ермоген постриг его в монашество, а 26 ноября 1955 г. возвел
в сан архимандрита и назначил настоятелем собора. Но уже 24 августа 1957 г. Холчев
был с настоятельства снят - он ослеп и более служить не мог, но оставался духовником
епархии. Трагически сложилась судьба еп. Ермогена: он за выступление против гонений
на Церковь был отправлен в монастырь. И вне тюрьмы он остался исповедником: проповедовал,
учил основам веры и тогда, когда большинство священников молчали. Оптинский старец
предрек, что Михаил станет епископом, и он уже был избран к посвящению. Но атеистическая
власть, которой боялись почти все, не допустила хиротонии. Означает ли это, что
старец изрек ложное пророчество? Нет, это означает, что епископское служение -
не только управление священниками и хозяйством, но прежде всего свидетельство
о Христе. В Московской Патриархии много почитателей о. Бориса, но они тщательно
замалчивали тот факт, что он принадлежал к "непоминающим", к катакомбной
Церкви. Почитание его возвышало тех, кто сдался, словно смывая с них грех предательства
и соучастия в травле праведников. Правда, возвышало только в их собственных глазах.
Ист.: Борис (Холчев), архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве
Господней. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. 96 С. Книге предпослан
краткий биографический очерк. Умер 28 октября/10 ноября.
Грубе А. "Архимандрит Борис" (Московский журнал. 1995. N 8), "Архимандрит Борис (Холчев): Жизнеописание, составленное его духовной дочерью Елизаветой Александровной Булгаковой" (Глаголы жизни. 1992. N 2). |