Cимеон Псковский (1.3.1869, д. Яковлевская Островского у., Псковской губ. –
18.1.1960, Псково-Печерский монастырь). Крестьянин Василий Желнин подростком услыхал
про жизнь Серафима Саровского и задумал подражать его молитве: нашел в поле большой
камень и на нем молился. Ежегодно он ходил с родителями в Псково-Печерский монастырь,
ему тут очень нравилось и хотелось навсегда тут остаться. Но отец не оставлял
надежды женить сына, и только в 27 лет Василий получил разрешения уйти. В 1900
г. его постригли в Псково-Печерском монастыре с именем Вассиан, в 1901 г. рукоположили
во иеродиакона, в 1903 в иеромонаха. Он был келейником архим. Мефодия, умершего
в 1906 г. Посылали его и на хозяйственные послушания: приводить в порядок Снетогорский
монастырь в Пскове, строить скит, - все это накануне революции. Епископ хотел
сделать его настоятелем, но в 1927 г. Желнин добился пострижения в схиму с именем
Симеон. Его сразу же назначили духовником монахов и паломников. Он поселился в
древней полуподземной келье в 15 метров площадью, в которой пришлось установить
три печки, чтобы извести сырость. Он оштукатурил и побелил песчаные стены, тут
и провел остаток жизни. Однако, ревматизм он себе нажил и в конце жизни построил
себе на склоне горы домик, где жил днем. Монахи его любили: он никого не беспокоил
просьбами, был «добрый и скромный». После войны к старцу пошел постоянный поток
посетителей, искавших духовного руководства. Некоторые становились монахами; будущему
архимандриту Иерониму (Тихомирову) Желнин сказал при первой встрече: «В монастыре
остаться – хорошее дело. Только так живи, чтобы для тебя было все свято – даже
щепочки и травинки». Многие в монастыре были недовольны тем, что старец настаивал
на частом причастии ( «огня высечь», говорил он о причащении), иногда даже два
дня подряд благословлял подходить к Чаше. О недовольных этим порядком Желнин говорил,
что их сатана одолевает «справа», «под видом соблюдения устава и обычаев». Почитатели
считали его прозорливцем, а о. Симеон с досадой возражал: «Тут просто долголетие
мое помогает, - зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю». Сам
он в конце жизни причащался ежедневно. «Всяческой малостью, суетой, неведением,
слепотою люди омрачают чудо. Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь
ее, не заработаешь, - на, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость,
великая радость». За три дня до смерти о. Симеон лежал, повернувшись лицом к стене,
и вдруг пробили часы. Батюшка отозвался: «Благодарю вас, часики, что вы верно
мне служили во всю мою жизнь, и я никогда не проспал – ни к службе Божией, ни
на послушание». И заплакал, сказав Христу и Богоматери: «Перехожу в неведомый
мир, как-то вы меня примете». Канон. к местному почитанию 1.4. 2003 г. Память
5/18 января.
Ист.: У пещер Богом зданных. Псково-печерские подвижники благочестия ХХ
века. М., 1999. С, 21-107.
|