Александр, архиеп. Самарский, Александр Иванов, Александр
Органов, Василий Витевский, Вячеслав
Инфантов, Иаков Алферов, Иоанн
Смирнов, Иоанн Сульдин, Трофим
Мячин (1938). Александр Иванович Трапицын (р. 29.8.1862, Волма, Вятский у.
Вятской губ.). Сын сельского дьякона, обладавший незаурядными способностями и
после окончания Казанской духовной академии ставший священником в Вятке, преподавателем
местной семинарии и депутатом от духовенства в городской думе. В 1892 г. у него
родился сын, и в том же году умерла жена. Спустя восемь лет Трапицын принял монашество
(имя оставили прежнее) и стал ректором Вятской семинарии, потом был переведен
в Калугу, а 12.12.1904 поставлен в епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
С 1912 г. он возглавлял Вологодскую кафедру. Накануне революции он возмущался
тем, как трудно собрать прихожан на общее собрание, «даже для ознакомления с тем,
как употребляются собранные на помощь бедным средства»: «Горький опыт всех
городских приходов свидетельствует, что в таких собраниях участвует одна десятая
часть прихожан, имеющих право голоса, а остальные девять десятых остаются безучастными
к общему делу. Не так было в старину. Прежде любили свои храмы». Епископ
не задавался вопросом, почему «любовь» исчезла. Впоследствии с той же проблемой
столкнулись коммунисты: люди неохотно ходили на собрания, революционный пыл куда-то
исчез. Любовь-то была почти безответной: с людей требовали деньги, время, силы,
приобщали их к Таинствам, а вот ответственностью поделиться боялись. В 1923 г.
еп. Александр был на полгода отправлен в концлагерь «в связи с монашеством и агитации»,
а после освобождения переводился с одной кафедры на другую, пока в 1928 г. не
был в сане архиепископа определен в Самару. Он не выступил против курса митр.
Сергия на сотрудничество с большевиками, но стал тайно рукополагать в священники
мирян, не имевший подготовки, организуя то, что впоследствии стало называться
«катакомбной церковью»: нелегальные храмы на частных квартирах. «Обрабатывал религиозных
фанатиков для принятия ими сана попов», - сформулировал следователь в 1933 г.
Трапицына отправили в ссылку на три года, а 20 ноября 1937 г. арестовали вновь.
Его обвинили в том, что своего прихожанина, врача Ивана Котова, он убеждал принять
рукоположение «в тайные священники с целью проникнуть в дома интеллигенции». Архиепископ
это твердо отрицал, чтобы не был арестован и Котов. Судя по приговору, Трапицын
пытался организовать «параллельную» Церковь, в которую входили священники, вернувшиеся
из заключения и не допущенные к служению в храмах: «Объединил в Куйбышеве всех
безместных попов, главным образом прибывших из ссылок», по формулировке приговора.
Его расстреляли 14 января 1938 г. вместе с пятью священниками (Сульдиным, Смирновым,
Органовым, Мячиным, Ивановым), а через три недели расстреляли Инфантова, Витевского,
Алферова. Митр. Сергий побоялся дать архиеп. Александру кафедру, но продолжатели
политики митр. Сергия причислили погибших к лику святых. Цинично, но отвечать
на это цинизмом неверия тоже было бы недостойно памяти мучеников. Канон. Собором
2000 г. Память всех 1/14 января.
Ист.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. Тверь: Булат, 2001.С.3-19.
|