Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

XIX век: между либерализмом и демократией

Либерализм и консерватизм — у лиц принимающих решения. Демократичность и свобода — у лиц, исполняющих решения.

Древние греки, создавшие демократию и открывшие свободу, были двуличными созданиями — как и все люди. Как свободные рабовладельцы они принимали решения на общем собрании, как граждане — исполняли решения общего собрания.

Впрочем, по-настоящему либерализм и консерватизм — черты не рабовладельцев и даже не аристократов, а буржуа. Капиталистов. Есть качественная разница между решением человека, у которого в руках меч или хлыст, и решением человека, у которого в руках бухгалтерская книга или чековая книжка. Рабовладельцу или феодалу важно подчинение, буржуа важна прибыль. Как сформулировал князь Святослав, не дружина для денег, а деньги для дружины.

Золотой век либерализма и консерватизма — XVIII, а золотой век борьбы церковных лидеров с либерализмом и консерватизмом — XIX. Католический историк Джон Долан писал в 1981 году, что середина XIX столетия — время, когда

«отходит на второй план многое из того, что составляет понятие «либерализм»: свобода мысли, экономики, представительное парламентское правление. Всё это теряет значение перед лицом национализма, романтизма и особенно политической демократии. Тем не менее, в Церкви всё затмевало борьба с либерализмом, и Папа Пий IX, занимавший римскую кафедру долее любого другого понтифика, в своём стремлении к Средним векам относился ко всем либералам как к революционерам и ко всем революционерам как к дьяволам» (Jedin, VIII, IX).

Поэтому нет парадокса в том, что с либерализмом Ватикан боролся либеральными методами: ведь догмат о папской безошибочности в 1870 году был принят путём голосования, а не провозглашения (как это было в 1854 году с догматом о Непорочном Зачатии). Голосование само по себе — не либерально. Либерально голосование либералов либо людей, которые поставлены в их положение. На демократических выборах пролетарий уравнен с буржуа — поэтому тут демократия сливается с либерализмом. На момент голосования человек делается свободным и независимым. Конечно, не всякий и не всегда — в России люди так боятся своего начальство, что и на самом тайном голосовании принимают решения, которые нужны начальству. А вдруг найдут способ узнать и наказать? Впрочем, голосование за папскую безошибочность не было даже тайным. Это была пародия на демократию. С таким же успехом можно устроить среди офицеров генштаба голосование о полномочиях главнокомандующего. Будь оно трижды тайны, - офицеры воспитаны и подобраны главнокомандующим. Замкнутый круг, подобный голосованиям в любых деспотических структурах, где потенциальные оппоненты заранее «нейтрализованы».

Главная же проблема в другом, и она относится ко всем христианским конфессиям XIX века, да и не его одного. Власть всегда «тормозит» - вплоть до того, что едет, смотря только в зеркало заднего вида, а лобовое стекло замазано чёрной краской. Иногда кажется, что лучше слепого посадить за руль, - он хотя бы сознаёт, что слеп, будет задавать вопросы, а не только крутить руль.

Это относится и к обычной власти, не только к религиозной. Трагедия революционеров, трагедия социализма XIX века, трагедия рабочих была в том, что и они больше смотрели назад, хотя много говорили о будущем. Они создали тоталитарные махины ХХ века, хуже которых, хочется надеяться, ничего нет. Они надеялись победить власть — властью. Но ведь «смертию смерть поправ» не означает «убивать убивающих». Прямо наоборот. Не испугаться умереть, не согласиться убивать и — найти проход сквозь ад к жизни и свободе.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова