Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

К словарю святых

О нем как библеисте Мень.

Иннокентий Херсонский (15.12.1800, Елец - 26.5.1857, Херсон). Иван Алексеевич Борисов, сын елецкого священника, окончил Орловскую духовную семинарию и Киевскую академию. В 23 года он стал профессором духовного училища в Петербурге, ректором, принял постриг с именем Иннокентий, через полтора месяца был уже иеромонахом, через четыре – инспектором Петербургской духовной академии. Карьера была молниеносной даже по тогдашним временам, когда молодых ученых монахов всячески поощряли карьерой, и объяснялась исключительным талантом проповедника и богослова. Ханжи на него ворчали: Иннокентий любил словцо острое. Например, он брал традиционный образ смерти греха и воскресения во Христе и переворачивал:

"Позвольте вопросить вас, братья, навсегда ли остался погребенным ветхий человек наш с его страстьми и похотьми? Не воскрес ли он и не действует ли в нас самовластно? И не погребен ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели?" (Из слова на Крещение).

Говорил Иннокентий проповедь на день рождения царя - и не мог удержаться, чтобы не напомнить: и цари умирают, и важнее не благоволение земных царей, а Царя Небесного. В крепостной России он умудрялся называть свои вещи своими именами, говорил не о том, что Россия - страна свободных подданных великого монарха, а о том, что христианин может быть свободен и в неволе - а может даже и пожертвовать своей свободой: "История представляет не мало примеров свободных людей, кои от преизбытка внутренней свободы о Христе, отдавали себя в узы и рабство для блага ближних". Своей свободой христианин жертвует, не чужой. Иннокентий призывал к "деятельному христианству" - не чтобы закреплялось рабство, а чтобы торжествовала и "гражданская свобода". И во времена куда большей политической свободы немногие русские проповедники решались защищать гражданскую свободу как нечто ценное и достойное.

В 1830 г. Иннокентия был назначен настоятелем Киево-Братского монастыря, 21.11.1838 поставлен епископом, 1.3.1841 переведен в Харьков, а 24.2.1848 – на Херсонскую и Таврическую кафедру.

Он был в Одессе, фактическом центре епархии, во время его осады (и обстрела) английским флотом в 1855 году, посещал Севастополь. Он умирал в Херсонском монастыре, в Троицкую родительскую субботу и попросил сперва прочесть канон Святой Троице, затем лег на постель из свежего сена, по традиции приготовленной на полу. Занималась заря, когда Иннокентий подошел к окну и сказал: “Господи, какой день!”. Через мгновение он опустился на колени и скончался на руках подоспевших келейников. Перенесение мощей в Успенский храм Одесского мужского монастыря 18.7.1997. Канон. 13.12.1997. Ю.Леонов. Прославление новых одесских святых. - Русь Державная, №45. 1998. С. 7. Память 26 мая/8 июня.

C днем памяти бывает путаница. Скончался Иннокентий 26 мая. В 19 в. расхождение стилей составляло 12 дней, а не 13, так что 26 мая соответствует 8 июня. Тем не менее, встречались упоминания о службе Иннокентию и 7 (www.orth.kherson.ua/index12.html и на других украинских преимущественно сайтах), и 9 июня (st-nikolas.orthodoxy.ru/news/spisok_mos.html). А канонизирован Иннокентий для Украинской церкви, так что важнее, видимо, что там ему празднуют 7-го июня.

В качестве казуса можно отметить сайт Воронежской епархии, где память Иннокентия обозначена 8/21 июня (http://www.vob.ru/saints/index.htm).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова