См. Церковь в 19 в.
Эрколе Консальви
В июне 1801 года Папа Пий VII послал в Париж для переговоров с Наполеоном госсекретаря кардинала Эрколе Консальви (1757-1824). Консальви был истинным хозяином Рима: он долго предотвращал вторжение французов, в Риме отменил контроль за хлебными ценами и изъял из обращения порченые монеты, стал нанимать чиновников в аппарат Ватикана из числ мирян (неслыханная новация), начал превращение Рима в музейный центр, устраивая музеи и превратив берег Тибра в набережную, по которой было удобно гулять.
Анекдот гласит, что Консальви сказали: "Наполеон хочет разрушить Церковь". - "Мы изо всех сил занимаемся тем же, всё равно ничего не получается!" - ответил Консальви.
Это напоминает знаменитый рассказ Бокаччо о еврее, который уверовал в силу Христа, увидев порочность римского духовенства. Конечно, самоирония в анекдоте о Консальви очевиднее (что рассказ еврея сочинён Бокаччо, христианином, не так ясно).
Остаётся перефразировать Евангелие: "На этом камне создам Церковь мою и врата Ватикана не одолеют её".
Православным аналогом такой самоиронии является шутка Амвросия Оптинского: "По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь ненависть между собою". Эта шутка спустя полтораста лет распространилась уже во всех конфессиях.
Консалви был одним из тринадцати кардиналов, которые отказались признавать развод Наполеона и за это были лишены всех прав, включая права на ношение карданальской одежды (носили чёрное, за что были прозваны "чёрными кардиналами" - наверное, точнее было бы перевести "чернявые", "чернушные" или даже "чернож...е"). Консальви дважды был отправлен французами в ссылку (в Гвиану и в Реймс). После реставрации и до смерти вернулся на пост госсекретаря. Решительно расправился с восстанием угольщиков (в Италии их называют "карбонарии") в 1817 году, после чего неторопливо принялся ограничивать привилегии итальянской аристократии. Проблемы были просто оттеснены в будущее, так что и эта решительность, и эта неторопливость, действительно, немало способствовали последующему взрыву антиклерикализма и секуляризации в Италии. "Дорого яичко к Светлому Дню", почему современные декларации иерархов о свободолюбии так же так же ценны как уверения ямщика, что он готов управлять автобусом.