К словарю святых
Гомидас Кемургян (1656, Стамбул - 1707). Сын армянского священника, жившего
в Стамбуле, к двадцати годам сам женился и стал священником в большом армянском
приходе Георгиевской церкви на юге бывшего Константинополя.
Кроме него, тут было еще два десятка священников. В сорок лет Гомидас и его семья
стали тайными католиками: нравы той эпохи допускали такое “крипто-католичество”,
и он использовал свое влияние, чтобы проповедовать переход в католичество среди
друзей. Еще пятеро священников последовали его примеру. Долго такое “тайное” католичество
оставаться незамеченным не могло, однако церковный глава армянской колонии относился
к этому терпимо. Если бы католичество было так уж категорически несовместимо с
верностью православной традиции (а армяне считают себя, конечно, православными),
то переходы вообще не были бы возможны. Но следующий армянский патриарх, Аведик,
был настроен резко против примирения с католичеством, и в 1707 году конфликты
двух сторон достигли такого размаха, что турецкие власти начали действовать. Кемургяна
арестовали великим постом и приговорили к работе на галерах, но друзья выкупили
его за 500 пиастров. Он вернулся в свой приход и продолжал проповедовать посреди
ненавидевших его священников.
Французский посол предлагал ему убежище, но отец Гомидас отказался. 3 ноября
его арестовали вновь, обвинив - по доносам армян же - в том, что он “франк”, то
есть римо-католик, и возмущает общественное спокойствие. Патриарх Аведик потребовал
казни Кемургяна. Священник передал жене кольцо и часы, дал друзьям десять пиастров
для уплаты палачу. Судье он с чистой совестью заявлял, что вовсе не “франк”: ведь
он оставался православным, примиряясь с католиками. В крайнем случае, его можно
было считать “католиком восточного обряда”, но мусульмане (как, впрочем, и православные)
в такие тонкости входить не желали. Ненависть не желает знать реальность.
“Какое из христианских исповеданий кажется тебе лучшим?” - спросил Кемургян
судью. - “Все они одинаково отвратительны”. - “Отлично. Так какое тебе дело до
того, которое я выбрал?” Судье понравилось это рассуждение, - к сожалению, потому
что из лучших чувств он предложил Кемургяну перейти к ислам, и тот отказался.
Его отвели на перекресток Пармак-Капу в квартале Псаматия и тут отрубили голову.
Католические священники побоялись придти, и мученика похоронили православные греческие
иереи. Один из сыновей Гомидаса уехал в Неаполитанское королевство и тут стал
зваться Козимо ди Карбоньян; иногда на этот итальянский манер воспроизводят и
фамилию его отца. Беатиф. 1929. H.Riondel. Une page tragique de l’histoire religiuese
du Levant. 1929; Analecta Bollandiana, XLIII (1909), 450-1; Butler, 5.11. Память
5 ноября.
|