К словарю святых
Иоанн (Ян) Краковский (1390, Канти под Освенцимом - 23.12.1473). Сын зажиточных
польских крестьян из деревни под Освенцимом, Ян окончил Краковский университет,
был рукоположен, получил здесь кафедру. Коллеги косились на его “чрезмерный” аскетизм,
а отец Ян ссылался на церковную историю и напоминал, что восточные аскеты отличались
долголетием (и он, действительно, дожил до восьмидесяти трех). Совершал он и другие
поступки, слишком эксцентрические с точки зрения большинства: например, когда
однажды в университетскую столовую зашел попрошайка, отдал ему свой обед. При
этом он был отличным проповедником и лектором. Коллеги это и использовали, сделав
то, что один сатирик назвал “вышелушиванием сверхкомпетентных” и “пасом в сторону”:
отца Яна послали на приход в Олькуш. Сперва и он сам боялся этой работы, и прихожане
скептически отнеслись к “ученому попу”. Но когда через несколько лет доброжелатели
Кантиуса (так его формально именовали на латыни по названию родной деревни) добились
его возвращения в университет, провожали его сельчане со слезами, пройдя с ним
по дороге куда больше, чем это полагалось по этикету. Ему дали кафедру Священного
Писания, и ее он занимал до самой кончины. Его хорошо знали те студенты, которые
не только поглощали знания, но и пытались жить по-христиански, знали его все городские
бедняки, а вот почтенные горожане общались с ним реже. Однажды его пригласили
на обед, но слуга не хотел пускать на порог: сутана была слишком рваная (а в лицо,
очевидно, он юродивого профессора не знал). Отец Ян сходил домой, переоделся в
новую рясу, — и на этом самом обеде слуга залил ее супом. “Ничего, — заметил профессор,
— сутана заслужила свою долю обеда, ведь без нее меня бы здесь не было”. После
смерти Кантиуса его почитали как чудотворца, в его академическую мантию облачали
магистров на торжественных церемониях, а в преподавательской трапезной долго держался
обычай начинать обед с того, что вице-ректор на латыни возглашал: “Идет бедняк”,
а ректор откликался: “Иисус Христос идет” — и нищему (одному) действительно давали
пообедать. Канон. 1767. Acta Sanctorum, октябрь, т. VIII; Butler, 20.10. Память
20 октября и (основная?) 23 декабря.
|