Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Григорий Палама (р. 1296 - 1359 г.). Сын крупного сановника при дворе не слишком-то могущественного в ту эпоху византийского императора. В 20 лет стал монахом в Афонском Ватопедском монастыре, в 30 - священником. Первая половина его жизни прошла в молитве, постоянной и безмолвной, в молитве, которая вводила его в свет Божества. С конца 1330-х годов он был втянут в богословскую полемику с Варлаамом Калабрийским, которая скоро перестала быть чисто богословской и смешалась с политикой. Спор шел вокруг того, какова природа Божественного Света, как возможно человеку общение с Божеством. Григорий учил о возможности видеть и ощущать энергию Бога, абсолютно иную по отношению к энергиям тварного мира: просвещающую, согревающую, неистощимую Столкнулись не два богослова и не две системы мысли (оба принадлежали к богословию рациональному); столкнулись два способа восприятия Бога. Такой спор вообще неразрешим, ибо у Бога обителей много, и попытка разрешить его на земле принесла много горя и Григорию, и его противникам. В 1344 году Патриарх даже отлучил Григория от Церкви и посадил в тюрьму на три года. Сменился Патриарх, сменилась и политка - Григория освободили, сделали архиепископом Солунским, только солуняне отказались его принимать в качестве своего архипастыря, и он был вынужден скитаться. Во время этих скитаний он попал в плен к туркам и целый год был у них рабом. За три года до смерти он, однако, занял свою кафедру. Перед смертью он воскликнул: “В горняя! В горняя!”. Память 14/27 ноября. В ХХ веке появился "неопаламизм"; родоначальником его был, кажется, Владимир Лосский, сын замечательного русского философа. Лосский младший сформировался в эмиграции и стал узко-конфессиональным идеологом, сделавшим из богословия плацдарм для самоутверждения под знаменем православия - прежде всего, в виде агрессии против католичества и протестантизма. Такой "неопаламизм" (в России он стал популярен среди православных интеллектуалов фундаменталистского толка - Лосев, Хоружий и др.) есть идеология, вытесняющая веру, вид христианского пифагореизма, соединяющий вместе крайнюю суевеность с крайним гностицизмом. Идеология агрессии и фундаментализма, отрицающая человека, свободу и творчество ради утверждения Бога - которому такое утверждение вовсе не нужно и глубоко противно.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова