История Русской Церкви в XII веке
Мусин, 2000: этапы христианизации: в Ладоге заканчивается в 1105-1114
г., в середине 12 в. возводится 4 каменных храма. Появляются два каменных
памятных креста (Стерженский и Лопастицкий). Берестяные грамоты 220 и 6409
упоминают духовенство в Полужье и Поплюсье. Но еще в середине 12 в. канонические
памятники упоминают в Новгородской земле некрещеных чухонцев и славян,
для которых разный срок оглашения перед крещением. В начале 12 в. идет
колонизация славянами Ижорского плато - Ливонская хроника злорадно отмечает,
что русские больше заботятся о дани с язычников, чем об их обращении в
христианство - Мусин полагает, что это связано с веротерпимостью славян.
Но в 13 в. тут организуется погостная система. Первый каменный храм в Копорье
1296 г.
В 112 погреениях в 85 могильниках найден 131 предмет личного благочестия,
в т.ч. 17 типов крестов, 10 типов иконок, 3 типа амулетов-змеевиков (Мусин,
2000, 253). Змеевики обычно - часть городской культуры.
Век княжеской утопии: Андрей Боголюбский и его деяния как утопия символизма,
Николай Святоша как символизм реальный - на уровне личности, а не социума.
Авраамий Смоленский - итог века - проблема в том, что о нем ничего неизвестно
содержательно, но есть Смолятич и Кирилл Туровский, которые раскрываются то, о
чем умолчено в житии Авраамия - мы от первого лица узнаем, как переживалось Откровение
Библии людьми той эпохи, и видим, что главное - глубоко персональное восприятие
- что для меня две лепты значат - отсюда аллегоризм. Отсюда и отрицание человечества
Христа у Кирилла Туровского (в повести о душе и теле) - результат самого первого
знакомства не с Христом, а с безднами собственной души.
Анисимова О.М. “Слово Даниила Заточника” и поэзия вагантов. - Древняя Русь
и Запад. Научная конференция. Книга резюме. М.: Наследие, 1996. Сс. 80-83.
Сходство с вагантами: прославление книжной премудрости, совмещение высокого
и низкого, книжного и фольклора, обличение злых жен, неустроенность в жизни, личное
достоинство, обличение богатства, прославление щедрости, критика духовенства.
Различие: одинок, мягче к мирским радостям, нет усиленного противопоставления
кабака церкви, так как не было западного аскетизма в миру.
1103 - князья, выступая в поход против половцев, “обеты вдаяху Богу и Матери
Его, ов кутьею, ов же милостынею убогим, инии же монастырем требованья”.
1104-1106 - паломничество в Иерусалим иг. Даниила.
1107 - вел. кн. Святополк, победив половцев, приходит в КПЛ с благодарственной
молитвой.
1108 - канонизация преп. Феодосия Печерского. На соредства кн. Глеба Всеславича
поставлена каменная трапеза и церковь.
1109, ранее (усл. 1106) - в Новгород прибывает Антоний Римлянин (умер 1147).
Для обеспечения монастыря купил с. Волховское за 100 гривен, за 70 гривен ловли.
1111 - при походе против половцев князья целовали крест, а Мономах велел священникам
ехать перед полками и петь тропари Кресту и канон Богородице. После побед в сражении
24 и 27 марта служились благодарственные молебны.
1119 - Анастасия Ярополковна, вдова умершего в этом году минского кн. Глеба
Всеславича дает ПЛ 100 гривен серебра, 50 золота. В Новгороде кн. Всеволод Мстиславич
ставит каменную Георгиевскую церковь в Юрьевском монастыре (в 1130 - или 1128-1132)
этому же монастырю пожертвовано им же и его отцом вел. кн. Мстиславом Владимировичем
село Буице.
1124, 23 и 24 июня - пожар в Киеве, во время которого сгорело 600 церквей (дешевые,
домовые).
1127 - вел. кн. Мстислав хотел исполнить крестное целование и отомстить черниговскому
кн. Всеволоду Ольговичу за расправу с Ярославом Муромским, но иерейский собор
в Киеве (митрополита не было) убедил его примириться; “Легче нарушить крестное
целование, нежели проливать христианскую кровь; грех твой мы примем на себя”.
1134 - в Новгороде митр. Мстислав протестует против войны Мстиславичей (Мономаховичей)
с Юрием Долгоруким (Ольговичем), за что был посажен в тюрьму. Освободили его после
поражения Мстиславичей, которые с тех пор отождествляли митрополитов-греков с
поддержкой противной им партии.
1135 - митр. Михаил по желанию вел. кн. Ярополка пишет послание в Новгород
с призывом не бунтовать, угрожая отлучением. В Киев из Новгорода было посольстсво
(в т.ч. юрьевский игумен Исайя) с миром.
1136 - вел. кн. Ярополк при приближении Ольговичей к Киеву “ни створи кровопролитья,
но убоявся суда Божия, сотворися мний в них, по рекшему “Любите враги ваша”, заключил
с Ольговичами мир, отдав им и свою вотчину, Курск (несмотря на протесты своих
братьев).
1136 - Уставная грамота кн. Ростислава Мстиславича Смоленской епископии.
1139 - митр. Михаил выступает послом от вел. кн. Вячеслава к Всеволоду Ольговичу,
осаждавшему Киев, и убедил последнего снять осаду. Правда, тот же Макарий говорит,
что Вячеслав добровольно отдал Киев Всеволоду, а сам удалился в свой Туров, “противу
не изыде, не отя крове пролияти, но створися мний”.
1142, ок. - умирает св. Никола Святоша (Святослав). - Постригся в 1106, на
его средства поставлена Троицкая церковь ок. 1108 г.
1146 - после смерти вел. кн. Всеволода его брат Игорь Ольгович был свергнут
киевлянами и внуком Мономаха Изяславом Мстиславичем, принял постриг. Когда Ольговичи
вступились за Игоря, киевляне, сопротивляясь им, прежде всего убили в Федоровском
монастыре Игоря, вытащив из храма во время молитвы.
1147, 22 июля, день св. Пантелеимона - в Киеве собор шести русских епископов
(меньшинство из трех протестует) ставит в митрополиты инока Зарубского монастыря
Климента Смолятича, по желанию вел. кн. Изяслава-Пантелеимона II Мстиславича.
Поставлен “главою папы Климента”. Начало раскола в Русской Церкви (до 1167). 9
лет Климент не поминал Кпльского патриарха. Внимание: по Макарию: 2, 290 - это
было 27 июня.
1147 - основание Троицкого монастыря в Вологде киевлянином Герасимом.
1148 - Нифонт Новгородский возглавляет посольство новгородцев к Юрию Долгорукому,
освящает тут церковь, ему отданы новгородские пленники, хотя мирный договор заключен
и не был.
1148 (9?) - Нифонт вызван в Киев вел. кн. Изяславом и митр. Климентом, заключен
в КПМ. Юрий Долгорукий захватывает Киев, освобождает Нифонта. Климент и Изяслав
бегут во Владимир Волынский, но вскоре возвращаются.
1150 - перенесение из Киева в Чернигов мощей Игоря Ольговича.
1155, 20 марта - Юрий Долгорукий становится великим князем. Он изгоняет во
Владимир Волынский Климента с детьми кн. Изяслава, просит митрополита в Кпле и
получает (Константина).
1155 - по Макари. ок. 1162 - Андрей Боголюбский просит патриарха Кпля поставить
особого митрополита Ростову и Суздалю Феодора, тот отказывает под предлогом неизменяемости
границ епархий. Патриарх обвинил Феодора в порицании монашества и заявил: “Брака
убо вышши есть и много честнейшее девство”. В этом же 1155 году Андрей переносит
из Киева во Владимир икону Богородицы из женского Вышгородского монастыря, куда
она была привезена ок. 1131 из Кпля (Вышгород - вотчина Андрея).
1156 - Андрей Боголюбский смещает с ростовской кафедры еп. Нестора (или 1157?
за то, что не дозволял разрешать пост Среды и Пятницы, кроме как в Рождество и
Богоявление). Киевский собор 1161 оправдывает Нестора, но все же Андрей назначает
на его место еп. Льва (которого затем дважды смещает с кафедры без церковного
суда). Летом 1156 в Киев прибывает новый митрополит Константин: принятый с честью
Юрием Долгоруким.
1158 - после смерти в 1157 г. Юрия Долгорукого его преемник Изяслав Давидович
был изгнан из Киева сыновьями Изяслава Мстиславича, престол занял их дядя Ростислав
Смоленский. С кафедры устраняются и Климент Смолятич, и Константин, просят нового
митрополита.
1159 - ростовцы прогоняют от себя еп. Льва, “зане умножил бяше церкви, грабяй
попы”. Леон проповедовал, что пост среды и пятницы вообще нельзя ослаблять, причем
это учение стали называть ересью. Лев отправился в Киев, затем в Византию и там
исчез.
1159. В Чернигове умер укрывшийся там митр. Константин, грек, поразивший всех
завещанием, в котором просил не погребать тела, а, привязав, вытащить из города
и бросить собакам. Епископ исполнил завещание, тело четыре дня лежало, говорили,
что шла буря. Мстислав Изяслав просил у Бога прощения за вражду к покойному. Потом
все же похоронили нормально.
1160-1, около - собор по делу ростовского еп. Нестора, оправдавший его.
1163 - после смерти грека митр. Феодора вел. кн. Ростислав вновь решил вернуть
Климента и просил в Кпле его благословить, но там назначили Иоанна. Конец 17-летней
церковной смуты; кн. Ростислав после “даров” от басилевса принимает митр. Иоанна
IV. Ростислав писал, что “если вперед без нашего ведома и соизволения патриарх
поставит на Русь митрополита, то не только не примем его, а постановим за неизменное
правило избирать и ставить митрополита епископам русским, с повеления великого
князя”.
1164, 15 мая - в Ростове обретение мощей Исайи Ростовского и Леонтия.
1164, 1 августа - победа Андрея Боголюбского над болгарами, басилевса Мануила
над сарацинами, установление праздника кресту.
1165 - строительства храма Покрова на Нерли.
1168 - кн. Святослав Черниговский смещает еп. Антония за отрицание возможности
прекращать пост в великие праздники по средам и пятницам. В том же году архим.
КПМ Поликарп разрешил пост ослаблять для всех праздников. Киевский собор о посте,
на который собралось 150 человек. Митрополит считал, что пост нельзя ослаблять,
кроме Рождества и Крещения - точка зрения и тогдашних византийцев. Определенного
решения собор не принял Поликарп был запрещен в священнослужении. В разорении
Киева в 1169 Боголюбским видели наказание за неправду митрополита. Андрей Боголюбский
ставил вопрос о смещении митр. Константина и самостоятельном избрании митрополита,
но безуспешно. Суздальский иг. Феодор, представитель Андрея Боголюбского, отправился
в Кпль и там добился поставления. Он вернулся в Ростов, но не был признан в Киеве
и в Ростове. Его обвинили в хуле на святых, Богородицу, Бога, в том, что он распинал
людей, отсекал руки и ноги, выжигал глаза, кого-то варил в котле.
1169 - еп. Феодор был выдан кн. Андреем в Киев на суд митрополита-грека Константина
I, обвинен в снисходительной тенденции разрешать в дни великих праздников пост
сред и пятниц, приговорен: “повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику, и руку
правую утяти, и очи ему выняти, зане хулу измолви на св. Богородицу”. Наконец,
ему отрубили голову. Казнен как еретик.
1169 - войска Боголюбского и 11 князей три дня грабили Киев.
1170, 27 ноября - чудо Богородицы при осаде Новгорода суздальцами, утсановление
Иоанном еп Новгороскитм празднования.
1171 - Андрей Боголюбский берёт Киев: “церкви обнажиша иконами и книгами и
ризами, и колокола изнесоша вси, и вся святыни взята быша”.
1173 - в Иерусалиме ум. преп. Евфросиния Полоцкая.
1174, ок. Основание Хлынова на Вятке новгородцами. Смерть Андрея Боголюбского.
1175 - племянник Боголюбского Ярополк занимает владимирское княжение, причем
ограбил владимирскую церковь.
1176 - рязанский кн. Глеб и половцы разграбили Боголюбов и его святыни.
1182 - смерть св. Кирилла Туровского (уход с кафедры).
1183 - конфликт вокруг замещения Ростовской кафедры: митр. Никифор ставит грека
Николая “на мзде”, вел. кн. владимирский Всеволод Юр. его не принимает и просит
иг. Луку и митрополит вынужден был уступить давлению (давил и киевский вел. кн.),
причем Николай получил кафедру, в Полоцке. Летописец: “Несть бо достойно наскакати
на святительский чин на мзде, но его же Бог позовет и святая Богородица, князь
восхочет и людье”.
1186 - смерть Никиты, столпника Переяславля Залесского. (Брал неправедную мзду,
собирая дани, раскаялся после слов Ис 1, 16-21 “Измыйтеся и чисти будете”.
1192 - обретение мощей Всеволода-Гавриила Псковского.
1193 - избрание в Новгороде архиепископа по жребию из трех кандидатур (ввиду
разногласий).
1195 - грамота митр. Никифора II вел. кн. Рюрику Ростиславичу: “Мы есмы поставлены
в русской земле от Бога востягивати вас от кровопролитья”. В связи с тем, что
киевский кн. Рюрик отдал несколько волостей зятю волынскому кн. Роману Мстиславичу
(целовав крест), а суздальский вел. кн. Всеволод требовал этих же городов. Рюрик,
по настоянию митрополита, передал волости Всеволоду, а митрополит взял на себя
нарушение крестоцелования.
В низовьях Двины с 11 в. латыши были в подданстве у полоцких князей (княжества
Герцике и Кукейнос). В конце 12 в. полоцкий князь Владимир разрешил августинианцу
немцу Мейнгарду проповедовать Евангелие.
Кукша (XIII). Монах Киево-Печерского монастыря, о котором сохранилось лишь
краткое известие, что он проповедовал Евангелие среди вятичей и там погиб вместе
со своим учеником Никоном. Св. Симон, составлявший Печерский патерик, не стал
подробно о нём писать, но всё же не удержался и оставил несколько слов: “Не могу
умолчать о ... Кукше ... прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свёл, иссушил
озеро”. Это, конечно, не сухой перечень подвигов, а поэзия, в которой, как и вообще
в Библии, вода символизирует дух жизни. Четыре действия поставлены симметрично:
крещение вятичей отзывается в образе дождя, низведённого на землю молитвой святого;
как дождь с небеса, стремительный и весёлый, возрождает засохшую землю, так вода
крещение возрождает истомившуюся душу. И, что бы ни таилось за преданием об “иссушенном
озере”, этот образ перекликается с упоминанием изгнанных бесов: стоячая, тёмная
вода бездонных озер, оставшихся после древних ледников, спокон веку напоминала
о застылости, параличности бесовщины и греха. Память 27 августа/9 сентября, соборная
28 сентября/11 октября.
1134: основание в Новгороде Пантелеимонова монастыря
С 1169 года мнрь св Пантелеймона на Афоне становится собственностью русского
мря Ксилургу - см. : Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и
целителя Пантелеймона. Киев, 1873. N 7.
Отечественная история. 2-1993 Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава
Великого. С. 65-78. Анализ ранее неизвестного в русской историографии сообщения
XII века из хроники кельнского монастыря св. Пантелеймона о чуде великомученика
Пантелеймона Никомидийского, совершившемся над князем Мстиславом Владимировичем
- старшем сыне Владимира Мономаха, и его матерью Гидой, дочерью последнего англосаксонского
короля Харальда. Хроника называет Мстислава Харальдом. Сообщение составлено в
начале 1120-х гг. Достоверность его подтверждается тем, что один из сыновей Мстислава
и его жены, шведки Христины, носил уникальное в княжеской среде крещальное имя
Пантелеймон и в 1134 г. основал в Новгороде церковь во имя Пантелеймона. Жена
Мономаха была "почетной монахиней" кельнского монастыря. В 1097-199
гг. Мстислав был на грани смерти (его задрал медведь на охоте) и исцелился после
видения Пантелеймона. Статья показывает, что и после разделения Церквей 1054 г.
между Русью и Западной Европой сохранялись религиозные контакты; наполняется новым
смыслом сообщение "Песни об Анноне" XII века о том, что кельнскому архиепископу
Аннону (1056-1075 гг.) слали дары "короли" из Греции, Англии, Руси.
Впоследствии рассказ об этом чуде на Руси сильно исказился: Пантелеймона сменил
Николай Чудотворец.
Покров
Спасский Ф. К происхождению иконы и праздника Покрова. - Православная мысль.
№ 8. С. 138-151. Боголюбский тезоименит Андрею Юродивому. Праздника в Византии
не было и нет. На 1 августа праздник Спаса - новомесячие, так и 1 октября.
Вопрошания Кирика
Присоединение католиков через миропомазание
Если кто, поужинав, всю ночь на молитве и не спал - можно ли служить (можно
ли считать, что служит натощак)
Можно причащать крещеного ребенка, хотя бы его не носили на вечерню и заутреню,
но тогда мать или кормилица не должны есть до обеда.
На Пасху можно причащать и холостых, если они постом сохранили себя в чистоте.
Может ли муж жене, а жена мужу помогать в несении епитимии - да, как и друг
другу, брат брату.
Неверно мнение, что 10 литургий избавляют от епитимии в 4 месяца, 20 - восемь,
30 - целый год, т.к. тогда бы богатые просто нанимали бы служить за себя службы.
Если плат женский вшит в одежду священника - можно в ней служить, ибо чем погана
жена.
Нечистой женщине нельзя ходить в церковь, можно только есть антидор.
В комнату, где родила мать, не входить три дня, затем помыть, прочесть молитву
над осквернившимся сосудом, затем входить.
Должно ли отпевать умершего младенца - да, над умершими поют не ради грехов,
а как над святыми, всякого христианина считаем святым.
Мертвеца не хоронить после захода - ибо тогда он видит последнее солнце до
общего Воскресения.
Не грех ли возбранять паломничества в Иерусалим - нет, даже налагать на них
епитимью, ибо идут чтобы быть праздными и есть и пить в путешествие.
Древнерусская литература: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М.: Наследие, 1996.
185 Киевская летопись под 1190 рассказывая о третьем крестовом походе симпатизирует
им “Эти немцы, как святые мученики, со своими цесарями пролили за Христа свою
кровь. В их честь наш Господь Бог показал знамения: если кто из них бывал убит
в сражении с иноплеменниками, то через три дня их тела из гробов невидимо забирали
ангелы. Видев это, и прочие немцы жаждали пострадать за Христа”.
XII век: Библиография
Виноградов. О характеристике проповеднического творчества Кирилла, архиепископа
Туровского // Памяти 100-летия Московской Духовной Академии. Ч. 2. Сергиев Просад,
1915.
Лавров И. Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве в 1157 году на еретика
Мартина. СПб., 1804. 43 с.
Кирилл еп. Творения Кирилла, епископа Туровского, с предварительным очерком
истории Турова и туровской епархии до XIII века. Киев, 1880. 296 с.
Михаил, митрополит Киевский. Киев, 1892. Отт. из "Киевской старины".
1892. #2.
Норов А.С. Путешествие м. Даниила по святой земле: 1113-1115. СПб., 1864.
Щапов Я.Н. Освящение смоленской церкви Богородицы в 1156 г // Новое в археологии.
М., 1972. С. 276-282.
|