Олаф Норвежский (995-29.7.1030). Сын норвежского ярла Харальда Гренске прославился уже тем, что в число викингов его допустили раньше обычного возраста. Отец его умер рано, мать вышла замуж за Сигурда Сира, вождя викингов, который не слишком любил приёмного сына: мальчишка рос воинственный и задиристый, а Сигурд был хотя и викингом, но очень мирным человеком, больше всего ценившим спокойное занятие земледелием. С 12 лет Олаф стал воином и сражался с викингами против датчан, защищая от них Нормандию и Англию. Олаф любил Ингегерду, швешдскую княжну, но её выдали замуж за русского князя Ярослава Мудрого, и Олаф женился на сестре Ингегерды, Астрид. Во время походов Олаф крестился и, захватив в 1016 г. власть над Норвегией, он стал насаждать там христианство при помощи священников из Англии. Разумеется, делал он это как умел, а умел он воевать. Язычники, которых он не насиловал, а подкупал, чтобы они крестились, могли считать себя счастливцами. К политическим врагам Олафа присоединились враги религиозные и все, кто был недоволен его реформами, перестраивавшими местную жизнь на новый лад. Поднялось вооруженное восстание, поддержанное датчанами, Олаф был разгромлен и убит в бою. Он бежал заграницу, вернулся вместе с шведской армией. Погиб Олаф в битве у Стиклестада у фьорда Трондхейм, пытаясь вернуть себе власть. Англичанин Гримкель, которого Олаф сделал епископом своей столицы Нидароса (Трондхейм), торжественно похоронил князя, возвел над его могилой часовню и почитал как мученика. Когда сын Олафа Магн вернул себе трон, это почитание стало всеобщим и в 1075 г. на месте часовни выстроили церковь, которой было суждено стать главным собором Норвегии. Норвежцы, уже вне зависимости от религиозных и политических пристрастий, почитали Олафа как героя. Более того, его почитали и потомки его бывших врагов датчан, и в Англии. Так проявилось то, что в большинстве случаев остается незамеченным: христианин-политик, христианин-воин отличается от просто воина именно тем, что для христианина и поражение может стать победой. Олаф пока последний по времени жизни святой Католической Церкви, признанный и Константинопольским патриархатом. Acta Sanctorum, июль, т. 7; Butler, 29.7. Память 29 июля.
|