Русские - часть индоевропейцев, земледельческой этнической общины, сложившейся
за три-четыре тысячелетия до рождества Христова в ареале Восточной Анатолии (Малая
Азия), Южного Кавказа, Северной Месопотамии. Оттуда расселились из Малой Азии
- на Балканы и далее, и в Южное Поволжье и Северное Причерноморье.
Следы общности в языке: понятие "дома" как поселения нескольких семей:
от корня "войк" и греческое "ойкос" - дом, семья, род, и латинское
"викус" - селение, и санкскритское "народ", древнерусское
- "весь". Корень "дом" ("домус") - семья, домашнее
хозяйство. Семья, жившая в доме, осуществляла право кровной мести.
Свободный человек противопоставлялся рабу ("элеутеро/доэро"). "Свободный"
- тот, кто рожден в этом народе и имеет право наследования. Славянское "люди",
лат. "либер", греческое "элевтерос", древне-англ. "леод",
совр. немецкое "леуте" - "люди", герм. "леод" -
"народ. Слово выражает представление о росте - свободный растет, вырастает.
Раб вечный ребёнок.
Рабы - взятые на войне, чужаки, пленники, и обедневшие свои - "орбо",
"раб", готское "арбайтс", "нужда", "работа",
нем. "арабейт" - работа, слав. "работа" - неволя. Мягкое,
патриархальное рабство. Раб был членом семьи.
Дружина - друзья, спутники. Идти - древнейший корень, лат. "ире",
отсюда в английском "issue" - исход дела, отсюда граф - "комес"
- от латинского "ком-ире", "комит", "со-идти", "сопровождать".
Отсюда и "коммендес" - до 12 в. так назывались почти рабы, холопы на
самых черных работах, но так же называли и самых главных вассалов.
Равенства уже не было, были убогие - "у-бог", нищий, оставленный
богами. Было слово "долг" (dhlgh) - возмещение, компенсация за украденное.
Главы племен обозначались словом с корнем "ген" - "рождать".
У германцев это "кен" - "кунингас", "кениг". У балто-славянских
языков этот корень исчез, позднее взяли у немцев "князь" - "кнедзь".
Было и слово от корня "рек" - "направлять", "выправлять"
(правитель) - "рекс", немецкое "рихи" - царство, "рейх".
У кельтов, в германо-балто-славянском диалектах то же значение у корня "д"
- готское "валдан", управлять, немецкое "валтан", славянское
"владо".
Повелитель обеспечивал еду, процветание. Английское "хлафорд" - "хлаф"
- от того же корня, что русское "хлеб", из готского "хлайфс".
"хлаф-вирд" - "страж хлебов", хозяин каравая. Леди - "хлаф-диге",
"месящая хлеб". Люди, подчинённые лорду - "едоки хлеба".
Отношения обмена отразились в слове "мен" - "менять", отсюда
же и латинское "коммунис", общий. Отношения хозяин/гость - в корнях
"гхости" - "хозяин", слав. "гость".
Право - черед клятву ("рота" у славян, др-инд. "вратам"
- "закон", "обет"). Общеевропейский корень "вид/вейд"
- отсюда "ведать", "видеть", свидетельствовать.
Несколько волн истребления более высокой культуры - более простой. Дорийцы
завоевывают ахейцев. Греческое рабство - средство выжить в условиях скудного климата.
В 3-5 вв. вторжение германских племен - крушит римскую империю.
У славян сохранилась архаичная индоевропейская экономика с опорой на земледелие
("жито" - "жить", пшеница и рожь), причем селились в долинах
рек и у озер, где мягче земля, потому что плуг и рало были без железных частей.
Не кочевники, как думали те, кто сталкивался со славянами на окраинах, в процессе
переселения.
Имущественное расслоение, выделение богатых ("бог" - "достояние").
"Скудные", "убогие" - входили в состав патриархальной семьи
богача, "господина".
Князь получает "дар" - от древнейшего "до" - и давать,
и брать, дар - и то, что дают, и то, что берут. Одаривать. Нерасчлененность. Дар
- будущее "почестье". "Продажа" уже в праславянском словаре
- судебный штраф за ущерб (prodadja). "Феод" - от того же корня (фе-од).
"Дружина" - от индоевропейфское "дреу" - спутник, товарищ,
свита. "кмет" - от лат. "комес" - спутник, товарищ.
Общий для индоевропейцев символ власти - посох, скипетр. У кого скипетр, у
того и власть (сакральность). "Кий" - "дубина", колотушка.
VI век - формирование политических союзов славянских племен. К середине VII
в. образуется у западных славян государство во главе с фракийским купцом Само
(прославился организацией отпора аварам).
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой
трети XIII вв. СПб.: Академический проект, 2003. Глава I.
|