Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

866 ГОД: НАВУХОДОНОСОРЫ НА СЛУЖБЕ ХРИСТА

18 глава послания папы Николая в Болгарию является самостоятельным и довольно крупным (по меркам Тёмных веков) трактатом в защиту государственного насилия в религии.

Текст вполне актуален. В наше время можно встретить людей - и не только верующих - которые убеждены в "неизгладимости" опыта. Человек есть сумма пережитого. По этой логике, если уж человек крещёный - пусть в бессознательном возрасте, пусть под страхом увольнения или смерти - всё, назад хода нет. Он необратимо изменился. Как пишет Николай:

"Было бы лучше для таких людей вовсе не ведать пути праведности, чем покинуть святую заповедь, преподанную им".

И дальше милое сравнение такого человека с собакой, которая есть собственную блевотину. Сравнение из Библии (1 Петр 2, 20).

Это магическая логика, отрицающая и свободу, и творчество, и покаяние (которое есть синтез свободы и творчества). Логика эта схожа с той, которая убеждена, что если первым мужчиной у женщины был темнокожий, то ребенка она родит темнокожего, даже если виновником зачатия будет светлокожий партнёр.

Очень глубокомысленно выглядит какой-нибудь "сильно верующий", который цокает языком, разговаривая о "вероотступнике" и мимолётно бросает: "Как ни пытается он забыть о крещении, а всё-таки прежним ему не бывать!"

Обманчивая глубокомысленность. В духовной жизни опыт вторичен по отношению к внутренней свободе (впрочем, и к внутренней несвободе). Человек - математик, повелевающий опытом, а не сумма опыта.

Повелитель болгар Борис спрашивал Папу о совершенно конкретной проблеме: насильно крещёные восставали. Папа отвечал во вполне рабовладельческом духе, ссылаясь на Библию с изощрённостью, достойной талмудистов или протестантов:

"Когда Агарь оставила свою госпожу, ей явился ангел и сказал: "Возвратись к госпоже своей и покорись ей" (Быт. 16, 9).

Ангел-то, чай, Агари мечом не грозил. Вот бы все цари ограничивались языком.

Идеальным царём при этом оказывался вполне языческий Навуходоносор. Логика папы проста: если уж нечестивый царь защищал идолов от кощунства (со стороны иудеев),

"кольми паче Бог Израиля не подлежит кощунству ... кольми паче христианские цари должны возмущаться, когда отвергаются Христа и издеваются над Тем, Кто освободил не только трёх отроков, но и целый мир вместе с самими этими царями от нескончаемого огня!"

Почему бы не двинуться той же логической дорогой в противоположном направлении: если уж Христос не покарал тех, кто заушал Его и распинал, кольми паче христианские цари...

См. кощунство.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова